Сегодня в женевском Дворце наций открывается международная конференция по проблемам иракских беженцев и вынужденных переселенцев. Статистика Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) свидетельствует, что после
вторжения США в Ирак в 2003 году 1,9 млн иракцев покинули свои дома и нашли убежище в других районах страны, а 2 млн -- за ее пределами, влача жалкое существование в основном в соседних странах на Ближнем Востоке.
Ежедневно в Ираке сегодня гибнет в среднем около 100 человек, 40% взрослых имеют увечья или травмы, половина трудоспособного населения не имеет работы, закрыты многие школы. Впрочем, некоторые нашли новую работу: за плату от заинтересованных лиц добровольцы ищут на свалках и на берегах рек тела пропавших без вести. Из-за отсутствия безопасности закрыты многие школы. В докладе УВКБ собраны многочисленные свидетельства того ужаса, который стал в Ираке повседневностью.
Вот примеры. Инженера-компьютерщика Кэйса похитили 20 мая 2004 года, когда он возился в гараже с машиной. Его беременная жена Лейла видела все из окна, и от шока у нее случился выкидыш. Они ждали расправы каждый день после того, как на стене их дома появилась надпись: «Требуется их кровь». Дело в том, что Кэйс -- мусульманин-суннит, а Лейла -- мусульманка-шиитка и курдка по происхождению. Когда они поженились в конце декабря 2002 года, никто не спрашивал, какова их религиозная принадлежность. Подобные браки были обычными, и молодые поселились в квартале, где мирно уживались сунниты с шиитами.
Через три месяца американцы вторглись в Ирак, а еще через три месяца в стране начались межрелигиозные разборки. Пошли угрозы, запугивание родителей Лейлы: как они допускают, чтобы дочь жила с "грязным суннитом". Но Кэйсу «повезло»: его похитили не радикалы, а грабители. Получив 20 тыс. долл., они освободили его. После этого муж и жена бежали в Сербию: «Если мы вернемся, нам придется ходить через суннитские и шиитские кварталы, не ведая, в каком нас ждет смерть».
Другим везет меньше. Мужа Нады похитили в Киркуке в ноябре 2006 года, и с тех пор о нем нет вестей. «Людей убивают по удостоверению личности, -- рассказывает женщина, нашедшая приют в Иордании. -- По моему имени не определишь, кто я, но в удостоверении указано имя отца, типично шиитское. Страх подкатывает к горлу, когда тебя останавливают на каком-нибудь КПП в Багдаде. Чуть что -- и могут убить». Но и в Иордании семья Нады не в безопасности. Нада рассказывает, как ее двоюродного брата с приятелями задержала полиция, и после ночи в участке их отвезли на границу и выбросили в Ирак. Там стояли машины, и ребята спросили, кто может отвезти их в Багдад без денег. Их отвезли, но в другое место. Шоферам платят 100 долл. за доставку к экстремистам одного шиита.
Смешанных кварталов в Ираке больше не существует. Иноверцам просто посылали письмо: «Мы даем вам 48 часов, чтобы выехать. Помните: 48 часов после получения письма, затем смерть». Сунниты перебираются в суннитские районы, шииты -- в шиитские, курды и некоторые арабы -- в северные провинции, христиане -- туда же.
Неудивительно, что поток беженцев растет. В течение 2006 года число покидающих родной кров увеличилось на 50%. Не менее напряженная ситуация складывается в соседних странах. Ежемесячно десятки тысяч иракцев пересекают границу с Сирией. Здесь ищут спасения 1,2 млн человек, в Иордании -- 750 тыс. Западные страны не очень-то жалуют беженцев из Ирака, и, таким образом, 95% всех иракских беженцев, то есть почти 4 млн человек, добавились к 4 млн палестинских беженцев. Ближний Восток превратился в регион с наибольшей концентрацией перемещенных лиц.
Международные гуманитарные организации не в силах самостоятельно обеспечить помощью всех нуждающихся. Страны региона не располагают средствами для помощи чужакам. Внутри Ирака гуманитарные организации в весьма сложной обстановке пытаются изыскать возможность облегчить жизнь людям, оторванным от дома. Острота ситуации и побудила верховного комиссара ООН по делам беженцев организовать международную конференцию и обсудить возможности оказания гуманитарной помощи миллионам беженцев и странам региона.
Авторы доклада УВКБ без оптимизма оценивают перспективы нового плана по обеспечению безопасности, который осуществляется правительственными и американскими войсками. В докладе приводятся слова одного иракца: «Правительство хочет, чтобы мы вернулись в Багдад. Я позвонил соседям-суннитам, а они сказали, что повстанцы все еще используют наш дом для своих операций. Куда же мне возвращаться?»