|
|
N°230, 17 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Nestle не нужен «Бабаевский»
Компании хватает своего шоколада
На днях компания Nestle объявила о существенном расширении мощностей по производству плиточного шоколада на самарской фабрике «Кондитерское объединение «Россия», в результате чего его выпуск увеличится на 30%. Сейчас компания занимает 23% на российском рынке шоколада. О состоянии бизнеса Nestle в России и перспективах его развития корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал президент группы Nestle в России Ханс ГЮЛЬДЕНБЕРГ.
-- Как вы оцениваете сегодняшнее положение Nestle на рынке кондитерских изделий?
-- Это самый крупный бизнес Nestle в России, и для нас он очень важен. У нас есть три фабрики, каждая из которых имеет свою специализацию: шоколад производится в Самаре, карамель в Перми, печенье в Барнауле. С таким распределением бизнеса, я считаю, у нас есть большой потенциал роста и достаточно мощностей для развития.
-- Nestle планирует приобретение новых мощностей по производству кондитерских изделий?
-- Я верю, что мы можем активно развивать наш бизнес с теми предприятиями, которые у нас уже есть.
-- 15 января состоится аукцион по продаже контрольного пакета акций концерна «Бабаевский». В прессе не раз появлялась информация о том, что Nestle проявляет интерес к этому пакету акций.
-- Очень сложно представить, как мы могли бы быть заинтересованы в этой сделке.
-- Но информация о вашем интересе исходит от комитета иностранных кредиторов Инкомбанка.
-- Мы всегда наблюдаем за тем, что происходит на рынке, какие предприятия освобождаются. В «Бабаевский» входит шесть предприятий, у нас же есть три свои очень крупные фабрики, и нам совершенно не нужно приобретать еще какие-либо мощности. «Бабаевский» -- это сильный бренд, но у нас есть свои бренды, мы инвестируем в «Савинов» и «Россию», поэтому вряд ли этот пакет акций мог бы быть для нас интересен. Разумеется, если подобные пакеты будут в дальнейшем выставляться на продажу, мы будем ими интересоваться. Слухи же можно объяснить тем, что наше присутствие в списке претендентов повышает рыночную цену выставляемых на продажу предприятий.
-- Планируете ли вы делать приобретения на других рынках -- в секторе кулинарных изделий, мороженого или напитков?
-- Для Nestle более важно сконцентрировать свою деятельность на уже имеющихся мощностях. В первую очередь нужно разрабатывать новые виды продукции и делать дополнительный акцент на развитие сети дистрибуции. По различным оценкам, в России сейчас имеется от 200 до 450 тысяч точек продаж. Конечно, сложно продавать продукцию во всех этих точках -- это довольно дорого, но нам необходимо выбрать нужное число магазинов для продажи нашей продукции и иметь на них влияние.
-- Nestle в этом году начала расфасовывать продукцию своего основного кофейного бренда -- Nescafe -- на фабрике в Тимашевске в Краснодарском крае. Остановится ли на этом кофейный проект или в Россию будет перенесена и переработка кофейного сырья?
-- Мы намерены развивать этот проект, но говорить о полном переносе в Россию всех процессов производства кофе, кроме, разумеется, его выращивания, еще рано. Nestle оптимизирует производство кофе по всему миру, поэтому, возможно, мощности будут созданы на Украине или в других странах СНГ. Но уже в связи с началом фасовки в России мы выступаем за введение дифференцированных ставок таможенных пошлин на упакованный кофе и кофейное сырье, потому что это будет стимулировать инвестиции в местное производство.
-- Несколько месяцев назад появились слухи о претензиях, которые Министерство по антимонопольной политике (МАП) якобы имеет к Nestle из-за слишком большой доли, которую компания занимает на российском рынке кофе -- 63%. Ситуация получила развитие?
-- Я не знаю, откуда эта информация появилась в СМИ. Вероятно, это действия третьих лиц, заинтересованных в ее распространении. С нами МАП по этому поводу не связывался, и пока никаких предпосылок для этого нет -- наша рыночная доля ниже 63%, и чтобы в этом убедиться, достаточно запросить информацию в любом аналитическом агентстве.
-- Вы полагаете, что это действия конкурентов?
-- Я не знаю.
-- Почему был прекращен проект производства замороженных полуфабрикатов в Тимашевске?
-- В России сегодня продаются в основном так называемые простые замороженные продукты -- фрукты и овощи. Это не наш рынок. Выходя на него, мы хотели только оценить возможности развития. Кроме того, Nestle начала распродавать бизнес по производству замороженных продуктов в Европе. Компания оставляет за собой только производство более сложных продуктов -- пиццы, готовых блюд и т.п.
-- Они появятся на российском рынке?
-- Мы считаем, что наш рынок еще не готов к этому. Пока он слишком мал.
-- Вывод на российский рынок майонеза Maggi стал неожиданностью: конкуренция здесь очень сильна, этот сегмент заполнен, основные продажи приходятся на бренды вашего главного конкурента -- концерна Unilever (Calve и «Делми»).
-- Необходимо признать, что первое время у нас были сложности. Сейчас мы представили новую треугольную упаковку и надеемся, что наш продукт будет популярным. Мы хотим стать заметными участниками этого рынка.
-- Вначале даже упаковка майонеза Maggi была абсолютно идентична стандартной банке Calve. Смена упаковки -- попытка «рывком» взять верх в конкурентной борьбе?
-- Конечно. Мы хотим отличаться от конкурентов. Посмотрим, как это отразится на нашей рыночной доле.
-- Когда начнется производство кормов для домашних животных в Подмосковье?
-- Мы начнем расфасовку сухих кормов в Раменском уже со следующего года. Пока на арендованных мощностях, потом перенесем на собственные производства. Основной бренд, который будет выпускаться, -- Friskies. Пока я не могу назвать суммы вложений и объемы производства.
Nestle -- международная группа компаний со штаб-квартирой в Швейцарии -- ведущий производитель продуктов питания в мире, 31-я по счету крупнейшая компания в мире. В России компания работает с 1995 года. Nestle лидирует на рынках кофе, шоколадных изделий, мороженого. Компания владеет контрольными пакетами кондитерских фабрик «Россия» и АО «Кондитер» в Самаре (составляют «Кондитерское объединение «Россия»), ООО «Нестле Жуковское мороженое», кондитерских фабрик АО «Алтай» в Барнауле и АО «Камская» в Перми, ОАО «Хладопродукт» в Тимашевске Краснодарского края. Основные бренды: «Россия», «Шок», «48 копеек», Nuts, Nescafe, Nesquick, Maggi, Friskies. Инвестиции Nestle в производство и развитие дистрибьюторской сети в России составили около 200 млн долл.
Беседовала Анфиса ВОРОНИНА