Российский МИД на днях объявил, что наша страна имеет «неплохие шансы» быть приглашенной к переговорам о вступлении в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Вопрос о расширении числа участников (сейчас в ОЭСР входит 30 стран) будет рассматриваться в мае на заседании Совета ОЭСР на министерском уровне, который пройдет в Париже под председательством министра экономики и финансов Испании Педро Сольбеса. В интервью обозревателю «Времени новостей» Андрею ДЕНИСОВУ директор департамента экономического сотрудничества МИД России Андрей КОНДАКОВ рассказывает о том, что ожидает Россию на переговорах по вступлению в ОЭСР.-- В каком формате сейчас осуществляется взаимодействие России и ОЭСР?-- Напомню, что мы подали официальную заявку на вступление в эту организацию еще в мае 1996 года. В декабре того же года Совет ОЭСР провозгласил вступление России «целью, разделяемой организацией».
Наше сотрудничество с ОЭСР за свою более чем десятилетнюю историю заметно укрепилось. Российские министерства и ведомства на регулярной основе участвуют в качестве наблюдателей в деятельности более чем 20 комитетов и других рабочих органов ОЭСР. Это в немалой степени способствовало продвижению у нас рыночных реформ, углублению интеграции российской экономики в систему мирового хозяйства. Вместе с тем мы считаем, что полное раскрытие потенциала нашего сотрудничества с ОЭСР станет возможным лишь в случае присоединения России к организации в качестве полноправного члена.
-- Как бы вы определили преимущества членства в ОЭСР?-- Объединяющая 30 промышленно развитых стран мира, ОЭСР по праву считается крупнейшим «мозговым центром» мировой экономики, формулирующим «правила игры» в международных экономических отношениях. И это не случайно, ведь на участников этой организации приходится порядка 60% мирового ВВП.
--
Цели ОЭСР, зафиксированные в конвенции о создании этой организации, достаточно амбициозны: обеспечение динамичного роста экономик стран-членов, увеличение занятости, повышение уровня жизни, поддержание финансовой стабильности, расширение международной торговли на недискриминационной основе и т.п. Вряд ли стоит обосновывать актуальность этих целей для нас.
На современном этапе главными задачами организации, фактически превратившейся в орган координации макроэкономической политики ведущих индустриальных стран, являются анализ состояния экономики государств-членов, выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макро- и отраслевом уровнях, разработка подходов к решению возникающих мировых экономических проблем. Все эти наработки впоследствии в том или ином виде кодифицируются в международных соглашениях и договорах. Думается, в наших интересах быть субъектами этого процесса, нежели его объектами.
-- Какие требования предъявляются к кандидатам на вступление?-- ОЭСР весьма тщательно подходит к этому процессу. Несколько лет назад с этой целью была создана специальная группа послов при ОЭСР, которая после непростых дискуссий выработала стратегию расширения, получившую название «доклад Нобуру». В нем содержатся четыре критерия, на основании которых и производится отбор потенциальных кандидатов на вступление. По нашему убеждению, Россия сейчас вполне отвечает всем указанным критериям.
Первый критерий -- общность подходов (like-mindedness), пожалуй, наиболее подвержен субъективному восприятию. Тем не менее полагаем, что при объективном взгляде на вещи Россия, несомненно, ему соответствует. Мы разделяем основные нормы и правила организации, исповедуемые в ее рамках ценности. Проводим линию на обеспечение верховенства закона, консолидацию основ правового государства. Россия является демократической страной с рыночной экономикой, которая уже более полутора десятков лет выдерживает выбранный курс. Лучшее тому свидетельство -- значительное повышение уровня жизни российских граждан, появление в России многомиллионного класса собственников, предпринимателей, просто граждан, готовых взять на себя ответственность за собственную судьбу, за судьбу и будущее своей страны.
По размерам ВВП мы сейчас входим в десятку ведущих стран мира. Поддерживаем устойчивый двойной профицит -- по бюджету и платежному балансу. Досрочно погасили долги Парижскому клубу, где теперь выступаем в качестве кредитора. Параллельно наращиваем свое участие в программах международной помощи развитию. Успешно завершили двусторонние переговоры с основными партнерами по присоединению к ВТО, членство в которой, будем надеяться, является уже вопросом ближайшего будущего.
Летом 2006 года Россия провела полную либерализацию валютного рынка и отменила все ограничения на свободное перемещение капитала. Данный шаг существенно повысил инвестиционную привлекательность нашей страны (уже в 2006 году объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику более чем удвоился и приблизился к 30 млрд долл.) и внес вклад в высокий -- на 65% -- рост индекса российского фондового рынка.
Вторым критерием вступления в организацию является «значимость» на международной арене (significant player). Россию упрекали и упрекают во многих вещах, но не в «незначительности». Думаю, с этим критерием все понятно.
То же самое можно сказать по третьему критерию -- взаимовыгодности от вступления нового члена как для ОЭСР, так и для самой страны-претендента (mutual benefit). Вступление России сделает организацию экономически и политически более релевантной, станет для нее важнейшей стратегической инвестицией в повышение своего влияния и авторитета в долгосрочной перспективе. Примечательно, что это признает и руководство ОЭСР, с которым мы поддерживаем тесные контакты.
С учетом евроазиатского статуса нашего государства и его размеров присоединение России существенно расширит географические границы ОЭСР, диверсифицирует ее связи, позволит стать международной организацией с подлинно глобальным охватом. Все это соответствует четвертому критерию членства -- принципу глобальности в деятельности ОЭСР (global considerations).
Все эти обстоятельства дают основание полагать, что Россия с ее внушительным экономическим потенциалом, весомой долей в мировом хозяйстве и активным участием в деятельности ведущих международных и региональных экономических организаций имеет достаточные основания рассчитывать на вступление в организацию в рамках первой волны расширения.
-- Все же, если вернуться к первому критерию, то, наверное, России может быть задано много вопросов, в первую очередь по поводу отношения к иностранным инвесторам. Например, такие вопросы может вызвать законопроект об ограничении иностранных инвестиций в стратегические отрасли экономики.-- Формально такие вопросы действительно могут возникнуть. Главное -- есть ли у нас убедительные аргументы, чтобы на них ответить. Что касается упомянутого вами законопроекта, то, думается, на нынешнем этапе развития нашей экономики без него не обойтись. Отрасли, имеющие стратегическое значение для национального хозяйства, всегда должны находиться в поле зрения государства. Именно так обстоит дело в промышленно развитых странах, и вряд ли в этой области нам стоит быть святее папы римского.
К слову сказать, нынешнее германское председательство в «восьмерке» планирует вынести вопрос о «новом инвестиционном протекционизме» на обсуждение лидеров в ходе саммита в Хайлигендамме. Предварительная дискуссия по этому вопросу показывает, что все члены «Группы восьми» признают допустимость определенных ограничений на иностранные инвестиции, продиктованных соображениями национальной безопасности и рядом других факторов (происхождение капитала и т.п.). Главное, чтобы такие ограничения воспринимались как исключение, а не как правило, были соразмерны характеру потенциальной угрозы, носили четко очерченные рамки.
-- Как происходит сам процесс вступления? Должна ли при этом Россия взять на себя какие-то обязательства?-- Следует отметить, что приглашение присоединиться к ОЭСР не означает получение немедленного членства в этой организации. Для этого потребуется осуществить определенные шаги. В частности, вступающая страна будет должна представить в секретариат организации меморандум о соответствии своего законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР. Важно, что такой меморандум в принципе допускает надлежащим образом обоснованные оговорки и изъятия из общих правил с четким указанием переходных периодов, необходимых для их снятия. Так что ни о каком присоединении любой ценой речи не идет.
Что касается содержания этого меморандума, то в нем прежде всего необходимо отразить готовность вступающей страны выполнять юридически обязывающие решения Совета ОЭСР (таких насчитывается порядка 40). Они охватывают различные сферы регулирования иностранных инвестиций, финансовых и страховых рынков, борьбы с коррупцией. Наибольшее значение в этой связи имеют кодексы либерализации движения капиталов и текущих операций, а также конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
Еще около 150 рекомендаций ОЭСР не носят обязательного характера, однако являются важной составной частью «морального кодекса» этой организации, в силу чего их соблюдение также рассматривается в качестве условия приема в ее ряды.
Кроме этого переговоры по вступлению предусматривают проведение всестороннего анализа странами-членами различных аспектов социально-экономической политики страны-кандидата по линии порядка 30 комитетов ОЭСР. В ходе этой работы не исключается рассмотрение вопросов, напрямую не подпадающих ни под одну из рекомендаций и даже не относящихся к сфере деятельности организации. Например, в случае Южной Кореи активно дебатировался вопрос о позиции этой страны по Киотскому протоколу.
По результатам такой работы принимается юридически обязывающий документ, четко фиксирующий параметры присоединения, который и составляет правовую основу членства в организации. Опыт других стран, недавно вступивших в ОЭСР, показывает, что обычно этот процесс в среднем занимает около двух лет.
-- Насколько, по вашей оценке, мы сейчас соответствуем нормам и правилам ОЭСР?-- В предварительном плане мы уже провели анализ соответствия российского законодательства нормативно-правовой базе ОЭСР, результаты которого показали, что каких-либо непреодолимых противоречий между ними не существует. Это, кстати, подтвердили недавние консультации с секретариатом ОЭСР российской межведомственной делегации в составе представителей дюжины министерств и ведомств, вовлеченных во взаимодействие с этой организацией.
Это и неудивительно. Законодательная база российской экономики и так уже многие годы направлена на сближение с международными стандартами, и к настоящему времени мы прошли большую часть пути в этом направлении, прежде всего в рамках процесса присоединения к ВТО. Хотя понятно, что без внесения дополнительных изменений и поправок в действующее у нас законодательство и правоприменительную практику не обойтись. Объем и характер предстоящей работы станет яснее непосредственно в процессе вступления.
Очевидно, что так же, как в случае с ВТО, этот процесс будет сопряжен с неизбежными на первых порах издержками. Однако при правильном подходе к делу плюсы нашего членства в ОЭСР, несомненно, перевесят минусы, и общий результат этого шага для российской экономики будет позитивным. Это демонстрирует опыт всех вступивших в ОЭСР стран. Хочется надеяться, что так будет и у нас.
-- Вы упомянули ВТО. Как соотносится членство в этих организациях? Другими словами, должна ли Россия обязательно быть членом ВТО, чтобы вступить в ОЭСР?-- Формально ни в одном документе ОЭСР вы не найдете какой-либо юридической увязки между членством в ВТО и ОЭСР. Поэтому мы исходим из того, что для запуска переговоров по присоединению к ОЭСР членом ВТО быть не обязательно. Главное, чтобы к моменту вступления в ряды ОЭСР мы были бы уже в ВТО. С учетом того, что членство в последней не за горами, фактор ВТО вряд ли станет помехой на пути нашего сближения с ОЭСР.
-- Насколько вероятно, на ваш взгляд, что при вступлении ОЭСР от России потребуют принять те меры, на которые странам Запада не удалось «уломать» Москву в рамках переговоров по присоединению к ВТО? Например, речь может снова зайти об условиях работы иностранных банков на российском рынке.-- Такого сценария исключать нельзя. Главное -- четко понимать, на что мы готовы пойти и какова «цена вопроса». Если переговоры будут проводиться в рамках стандартных условий членства в ОЭСР, пусть и выходящих за пределы того, что мы планируем взять на себя в рамках ВТО, -- это одно дело. Если же нам будет предлагаться так называемый «ОЭСР-плюс», то здесь нужно будет серьезно подумать. Не думаю, что в наших интересах будет приобрести билет экономического класса по цене первого класса.
-- На Западе уже прозвучали опасения, что, став членом ОЭСР, Россия может воспрепятствовать вступлению в эту организацию других государств, в частности стран Балтии. Как вы можете прокомментировать подобные разговоры?-- Эти опасения надуманны и не имеют под собой никаких оснований. Нелишним будет напомнить, что ОЭСР является экономической, а не политической организацией, созданной для решения конкретных хозяйственных задач, а не игры в политику. Именно в этом и состоит ее ценность как признанного в международном плане экспертно-аналитического центра, как действенного механизма координации социально-экономической политики промышленно развитых стран мира. Именно этим интересна данная организация и для нас. Хочу еще раз подчеркнуть, что в случае вступления Россия намерена строго придерживаться принципов ОЭСР, проводить линию на конструктивное взаимодействие со всеми странами-членами, а также способствовать развитию диалога организации с другими значимыми экономическими игроками.