Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко вчера представил текст доклада правительству о реализации соглашений о разделе продукции в 2006 году. В нем на 76 страницах подробно изложены и систематизированы все многочисленные проблемы трех проектов, которые Россия в середине 90-х годов отдала консорциумам (в основном иностранных инвесторов) в виде СРП. Материалы доклада особенно четко демонстрируют, насколько бестолково и неэффективно была выстроена схема реализации проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и
«Харьяга». Причем вне зависимости от наличия в составе акционеров госкомпании. У «Сахалин-1», где 20% принадлежат структурам «Роснефти», проблем даже больше, чем в двух других. Просто шума и публичных претензий со стороны госорганов было не так много. А, значит, даже с появлением в проектах «Сахалин-2» и «Харьяга» российских участников (эта задача в докладе идет первым номером в соответствующем разделе) трудности не исчезнут. Просто после этого чиновники о них станут меньше говорить вслух.
В то время как
Sakhalin Energy (оператор «Сахалин-2») шерстили проверками «Росприроднадзора» и обвиняли в желании причинить ущерб интересам России двукратным увеличением сметы, а французскую Total (главный участник «Харьягинского СРП») -- в невыполнении планов по добыче, Exxon Neftegaz («Сахалин-1») изменил всю схему реализации проекта и... тишина. В частности, компания отложила ввод одного из трех месторождений -- «Одопту» -- с 2006 на 2009 год и сконцентрировалась на освоении месторождения «Чайво». И фактически сорвала весь график добычи и поставок газа. Более того, согласно докладу, в прошлом году Exxon Neftegaz сожгла на факелах треть добытого газа (377 млн кубометров). Но никакой санкционированной государством кампании в отношении «Сахалина-1» не последовало. Более того, 14 декабря представители государства согласовали самостоятельное освоение «Чайво». Оператору также было предложено согласовать с «Роснедрами» изменения технологических показателей разработки месторождений «Чайво» и «Одопту». Кроме того, в течение 2007 года Exxon Neftegaz обязали представить в госорганы новую схему освоения месторождений «Одопту» и «Аркутун-Даги», а также газовой стадии «Чайво».
Конечно, все прекрасно знают, что наращивать добычу газа в рамках проекта «Сахалин-1» (а именно с этим связано изменение концепции разработки) оператор не может из-за нерешенности вопроса с экспортом газа. Изначально предполагалось, что газ пойдет по подводному газопроводу в Японию. А после того как японцы сделали выбор в пользу сжиженного газа, приоритет был отдан поставкам голубого топлива в Китай через Хабаровский край. В докладе говорится, что 19 октября 2006 года Exxon Neftegaz подписала с китайской CNPC соглашение о принципах, которое предусматривает поставку 8 млрд кубометров газа в год в течение 20 лет, начиная с 2011--2013 годов, с правом продления на 10 лет. Параллельно ведутся переговоры с «Газпромом», который не собирается уступать свое эксклюзивное право экспортировать газ даже оператору проекта СРП (по закону «Об экспорте газа» только они подпадают под действие газпромовской монополии). Однако и этот конфликт интересов с «Газпромом» не вызвал особых гонений на Exxon Neftegaz со стороны властей. Очевидно, наличие в составе акционеров «Роснефти» оказывает магическое действие на чиновников.
Даже тот факт, что участникам «Сахалина-1» пришлось лишиться части запасов нефти (75 млн тонн), поскольку не удалось убедить Минприроды расширить лицензионные границы месторождения «Чайво» за счет прилегающего к нему нефтеносного участка, не вошедшего в СРП, подтверждает этот тезис. «Роснефть» заявляла о собственном интересе к этому участку, а, значит, у консорциума не было никаких шансов получить его себе.
Следует отметить, что главной задачей госорганов в отношении «Сахалина-2» названы утверждение новой сметы и вхождение проект «Газпрома», а вовсе не устранение экологических нарушений. В докладе даже сообщается, что за допущенные нарушения на Sakhalin Energy наложены штрафы в размере 713 тыс. руб. (около 30 тыс. долл.). Также сообщается, что представленный оператором в «Росприроднадзор» план по устранению нарушений не был принят из-за отсутствия в нем «инженерных и технических решений». Однако истинную причину, как уже писала газета «Время новостей», раскрыл член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк. Из его слов следовало, что иностранные акционеры проекты не хотят брать на себя расходы по устранению нарушений, а намерены делить их с новым участником -- «Газпромом». Собственно, из-за этого тормозится процесс завершения сделки и утверждения новой сметы.
Кроме того, в докладе сообщается, что работа PricewaterhouseCoopers по аудиту затрат в рамках проекта «Сахалин-2» была признана российской стороной «неудовлетворительной в связи с постоянными замечаниями в отношении оформления аудиторских отчетов и сумм возмещаемых затрат». По требованию российской стороны был проведен новый конкурс для выбора аудиторской компании, говорится в докладе Минпромэнерго, который выиграла российская компания «Финэкспертиза».
К оператору Харьягинского СРП проекта французской Total у Минпромэнерго вопросов, как и претензий, мало, хотя еще недавно стороны собирались выяснять отношения в международном суде. Главной задачей, поставленной Минпромэнерго перед Total на этот год, стала передача 20-процентной доли в проекте российской компании. В качестве российского партнера министерство предложило старого партнера Total по «Харьяге» компанию ЛУКОЙЛ, которой еще с 2000 года принадлежит опцион на этот пакет. Как отмечено в докладе, в этом году министерство самостоятельно направило два запроса в ЛУКОЙЛ в январе и марте с просьбой рассказать о своих планах на этот проект. «Это были формальные запросы, чтобы выяснить, будет ли компания входить в «Харьягу» или нет. Если они не захотят участвовать, то мы будем уже искать другие компании», -- пояснили «Времени новостей» в Минпромэнерго. В ЛУКОЙЛе говорят, что пока не приняли решения по участию в разработке «Харьяги»: «Это сложный проект, у нас есть некоторые претензии к управлению, но сейчас оператор подал в госорганы на изменение условий проекта, так что мы пока думаем».
Сейчас Total ходатайствует в «Роснедрах» об изменении технологической схемы проекта, которая позволит закрепить за компанией добычу в 1 млн тонн до 2010 года и порядка 1,58 млн тонн в 2011--2015 годах. Тогда как по первому плану максимальный уровень добычи на «Харьяге» должен был составить около 3--3,5 млн тонн. В «Роснедрах» решение по новой техсхеме «Харьяги» еще не принято.