Пресс-конференция президента Всемирного банка Пола Вулфовица, предваряющая традиционные «весенние встречи» в Вашингтоне руководящих органов МВФ и ВБ, прошла вчера с аншлагом. Аншлаг вызвали не текущие проблемы мирового развития и роль банка в их решении, а
скандал вокруг самого г-на Вулфовица. Как известно, на днях профсоюз работников банка обвинил его в фаворитизме: в банке считают, что он составил протекцию при переходе из ВБ в Госдепартамент США своей «романтической подруге» Шахе Ризе, и ей благодаря этой протекции было назначено несоразмерно высокое жалование.
Вчерашнюю встречу с прессой Вулфовиц, не дожидаясь вопросов, начал со специального заявления по щекотливому вопросу. Он сообщил, что совет директоров ВБ рассматривает эту ситуацию, и он сам готов «согласиться с любыми мерами по исправлению ситуации», которую предложат члены совета. Отношения Пола Вулфовица с сотрудницей ВБ уроженкой Ливии Шахой Ризой были их личным делом до тех пор (они оба разведены), пока Джордж Буш не решил передвинуть Вулфовица с поста первого замминистра обороны США во Всемирный банк. После этого назначения в 2005 году, дабы устранить конфликт интересов, Вулфовиц посоветовался с комитетом по этике при совете директоров, и г-жа Риза, оставаясь на работе в банке, была формально «прикомандирована» к Госдепу. Результатом этой «командировки» стало повышение ее зарплаты почти наполовину -- с более чем 130 тыс долларов в год до 193 тысяч. По неподтвержденным данным, которые приводились в американской прессе, эта сумма выше, чем жалование госсекретаря США Кондолизы Райс.
Вчера Вулфовиц сказал прессе: "Я допустил ошибку, за которую извиняюсь". Он добавил, что «предложил совету директоров создать некий механизм для вынесения решения о том, было ли достигнутое тогда согласие разумным выходом из положения».
Однако теперь, очевидно, вопрос стоит уже о другом -- о том, какой «разумный» выход банк найдет из нынешнего положения.
Авторитет Пола Вулфовица в ВБ крайне низок. Это касается и сотрудников, и совета директоров, то есть представителей акционеров. Опасения того, что видный и влиятельный представитель команды Джорджа Буша будет руководствоваться в ВБ политической логикой, подтвердились. Члены совета директоров сталкивались даже с тем, что президент ВБ тормозил проекты по причине того, что в стране, которой банк намеревался помогать, «нет демократии». Заседания совета, в которых он участвовал, как говорят в банке, проходили в нервной обстановке. Бывали случаи, когда директора напрямую говорили Вулфовицу, что он не на своем месте. Ситуации, когда он на публике попадал впросак, тоже не прибавляли авторитета - ни главе ВБ, ни самому банку.
На вчерашней пресс-конференции Вулфовицу пришлось ответить на много неприятных вопросов. Журналисты спрашивали его, почему нужно ждать каких-то решений совета директоров, если в сложившейся ситуации он и так потерял общее доверие, и никакие решения совета этого факта не изменят. Даже глава МВФ Родриго де Рато, встречавшийся с прессой после коллеги, не стал его поддерживать. «Как я понимаю, совет директоров банка сейчас занимается этим делом, и я совершенно уверен в способности этой организации самостоятельно решить эту проблему», -- сказал он.
Вчера к моменту подписания этого номера газеты совет директоров ВБ продолжал свое экстренное заседание. Очевидно, что судьба главы банка зависела от настойчивости как сторонников, так и противников Вулфовица. Комитет по кадровой политике при совете директоров возглавляет исполнительный директор ВБ от России Алексей Квасов. Он вчера был недоступен для комментариев, поскольку находился на заседании совета. Не исключено, что уже сегодня перед администрацией Буша встанет проблема поиска нового главы Всемирного банка (по традиции эта должность "закреплена" за США, в то время как пост главы МВФ -- за Европой).