Бюрократическая война, развернувшаяся в последнее время между «Росприроднадзором» и руководством Московской области, принимает все более скандальный характер. Как стало известно «Времени новостей», природоохранное ведомство на днях обратилось в Генпрокуратуру и МВД с очередной просьбой дать оценку законности действий подмосковных чиновников о передаче земель в частное пользование. Ранее «Росприроднадзор» не раз высказывал подобные претензии властям Московской области, в ответ на которые к руководству ведомства недавно был подан иск о защите чести и достоинства. Но природоохранное ведомство не сдалось. Теперь оно просит дать правовую оценку действий главы Одинцовского района Александра Гладышева по передаче лесного массива площадью более 15 га, расположенного в самом дорогом месте Подмосковья -- в районе деревни Барвиха, под участки высокопоставленным членам правительства Московской области и их родственникам.
Как стало известно «Времени новостей», в письме на имя первого замгенпрокурора Александра Буксмана говорится о действиях главы Одинцовского района, который в 2003 году дорогостоящую землю, отведенную в середине 90-х годов управлению делами Московской области под размещение загородной базы отдыха в районе Барвихи, поделил на участки и предоставил в собственность по «нормативной цене» чиновникам правительства МО. К обращению в правоохранительные органы приложен поименный список лиц, получивших земельные наделы. Всего в нем значится 15 человек.
Из письма «Росприроднадзора» следует, что участками от 20 до 61 соток обзавелись первый замминистра правительства МО Михаил Андреев, первый зампред правительства МО Игорь Пархоменко, замминистра правительства МО Роман Агапов, зампредседателя правительства МО Сергей Кошман, дочь министра экономики МО Вячеслава Крымова Елена, начальник Контрольно-ревизионного управления МО Виктор Шилин, министр внешнеэкономических связей правительства МО Тигран Караханов, бывший прокурор Московской области Михаил Авдюков, родственник бывшего прокурора МО Эдуарда Денисова Нелли, а также родственник председателя Московского областного суда Светланы Марасановой Николай. Кроме того, небольшой участок -- девять соток, по данным «Росприроднадзора», получил бывший председатель комитета по физической культуре и спорту МО Владимир Пантелеев. Больше всего барвихинской земли, рыночная стоимость которой сейчас достигает 200 тыс. долл. за сотку, в 2003 году стало у депутата Госдумы Дмитрия Саблина (81 сотка), у вице-губернатора МО Алексея Пантелеева -- 84 сотки и наконец у пресс-секретаря губернатора Бориса Громова Андрея Барковского значится 72 сотки земли.
В своем обращении «Росприроднадзор» просит Генпрокуратуру обратить внимание на то, что категория проданных участков в постановлениях указана как «земли промышленности», а целевое назначение участков -- «для обслуживания дачи». По мнению экспертов «Росприроднадзора», данное сочетание противоречит соответствующей ст. 88 Земельного кодекса. В ней говорится, что «землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации». Проще говоря, по закону такие земли не предназначены для дачного строительства.
В ходе выезда на место представители «Росприроднадзора», как следует из письма, обнаружили, на их взгляд, еще одно нарушение -- неизвестные оградили не только отведенную главой района в 2003 году землю, но и часть лесного массива Серебряноборского опытного лесничества. В письме к первому заместителю генпрокурора Буксману говорится, что в ходе проведенной аэрофотосъемки данной территории было замечено, что «отхваченный» лесной массив также застраивается. В конце письма «Росприроднадзор» просит правоохранительные органы разобраться в законности всех операций с данной землей, «самовольного занятия» и возведения зданий на участке лесного фонда, а также возникновения права собственности на здания и строения, входившие в состав имущественного комплекса базы отдыха правительства Московской области.
Газета «Время новостей» попросила прокомментировать новую инициативу «Росприроднадзора» замруководителя этого ведомства Олега Митволя, и он подтвердил авторство данного обращения. «В ходе проведенной проверки по данному случаю был обнаружен целый ряд серьезных нарушений, -- сказал г-н Митволь. -- Данные земли изначально относились к землям гослесфонда. Чтобы перевести их в другую категорию, нужно распоряжение правительства. Его нет. Глава района, не имея на это право, переводит их в земли промышленности и раздает участки частным лицам. По закону, если это земли промышленности, то должно быть решение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которого тоже нет. Я думаю, что в ближайшее время по Московской области таких дел будет много. Мы хотим, чтобы, во-первых, за все это безобразие люди понесли наказание. А во-вторых, чтобы лес вернули государству. Или, как вариант, пускай данные лица вернут в бюджет области рыночную стоимость данных участков -- в среднем по 220 млн руб. Думаю, это значительно пополнит подмосковную казну, нежели те 50 млн, что с меня требует Громов». (Губернатор Подмосковья Борис Громов подал иск о защите чести и достоинства к замглавы «Росприроднадзора» на 50 млн руб. Причиной стали высказывания Олега Митволя на пресс-конференции, опубликованные 31 января 2006 года в «Московской правде». Г-н Митволь, заявив о серьезных нарушениях при передаче земель под застройку в районе поселка
Николина Гора Одинцовского района, обвинил чиновников в «воровстве леса». Кроме того, он добавил, что региональное отделение экологической партии «Зеленые», возглавляемое его женой, Борис Громов снял с выборов в Мособлдуму «из личной мести». Губернатор счел эти высказывания порочащими его честь.)
За разъяснениями по поводу приобретения участков близ Барвихи газета «Время новостей» обратилась также и к лицам, указанным в списке «Росприроднадзора». Но чиновники под различными предлогами от комментариев отказались. Лишь секретарь Сергея Кошмана, посовещавшись с шефом, сказала, что «не знает, о чем идет речь».