В Мособлсуде вчера
в рамках судебного разбирательства о покушении весной 2005 года на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса был допрошен он сам. В предыдущем процессе, закончившемся роспуском коллегии присяжных заседателей, г-н Чубайс личного участия не принимал. Теперь же глава РАО «ЕЭС России» добросовестно ответил на вопросы адвокатов, прокурора, судьи и подсудимых и даже вступил в полемику
с главным подозреваемым по делу -- отставным полковником ГРУ Владимиром Квачковым. Правда, полноценного диалога не получилось. Полковник заготовил г-ну Чубайсу несколько сот вопросов, но смог задать только 30, после чего был остановлен судьей.
Покушение на главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса было совершено 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области. На пути следования кортежа взорвалась мина, после чего машины были обстреляны, но никто не пострадал. По версии Генпрокуратуры, организовали покушение бывшие десантники Александр Найденов и Роберт Яшин, полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков, а также 25-летний аспирант исторического факультета одного из московских вузов Иван Миронов. Миронов больше полутора лет находился в розыске, но 11 декабря 2006 года был задержан в Москве. Его дело пока находится в отдельном производстве.
На преступление, как посчитали в прокуратуре, Квачкова с соратниками толкнули экстремистские взгляды и личная неприязнь к г-ну Чубайсу. Поэтому обвинения подозреваемым были предъявлены не только в покушении на убийство и хранении оружия, но и в посягательстве на жизнь государственного деятеля.
Появление главы РАО «ЕЭС» для большинства участников процесса стало неожиданностью. По плану на вчерашнем заседании должно было продолжиться оглашение материалов дела. Но в 14.30 в зал неожиданно вошел г-н Чубайс. Оглашение прервали, и начался допрос потерпевшего.
За два часа, проведенных в зале, он не только подробно рассказал о событиях двухлетней давности, но и успел ответить на несколько десятков вопросов. Львиную долю их главному потерпевшему задал главный подсудимый Владимир Квачков. В его списке значилось более 600 вопросов. Прозвучать успели 30 из них, в том числе о приватизации, о нынешней деятельности главы РАО и т.д. Поток речи прервал судья Козлов, заставивший Квачкова замолчать. В ответ последовало очередное ходатайство об отводе председательствующего. Судья его рассмотрел, отвод отклонил, и процесс продолжился. Самый короткий диалог у г-на Чубайса получился с Александром Найденовым. Тот сказал: «Здравствуйте». Чубайс ответил тем же. «Вопросов нет, я, собственно, только поздороваться, когда еще такому человеку здрасьте скажешь», -- закончил Найденов.
Во время беседы со своими адвокатами г-н Чубайс рассказал о мотивах, по которым, как он полагает, на него могло быть совершено покушение. В этой связи были упомянуты «Союз офицеров», не раз клеймивший г-на Чубайса за приватизацию, и
«дело Маневича» -- вице-губернатора Петербурга, убитого в августе 1997 года. Г-н Чубайс заявил, что покушаться на него могли из-за его активного участия в расследовании этого дела. В ноябре прошлого года сам г-н Чубайс уже объявлял о поимке и осуждении всех причастных к гибели своего соратника Михаила Маневича.
Также г-н Чубайс дал вчера разъяснения по одному остававшемуся неисследованным обстоятельству -- как он после покушения добрался до офиса. Изначально предполагалось, что он доехал на поврежденной взрывом служебной BMW. Вчера же г-н Чубайс подтвердил недавние показания своего секретаря, что при въезде в Москву на Ленинском проспекте пересел в подоспевший джип охраны, и это видел сотрудник милиции, дежуривший там на посту. При первых слушаниях этот момент остался неизвестен.
Уходя из суда, Анатолий Чубайс заявил журналистам: «Я считаю, я обязан был явиться в суд. Я считаю, если суд, тем более с участием присяжных заседателей, то любой гражданин по приглашению суда должен явиться в суд. Соответственно я это и сделал». Напоследок глава РАО пообещал вернуться, если возникнет такая необходимость.