|
|
N°64, 12 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И тает лед, и сердце тает
Китайский премьер укрепил дружбу с Японией
Вчера китайский премьер Вэнь Цзябао прибыл в Японию с трехдневным визитом. Поездка символизирует завершение периода отчуждения между Пекином и Токио, когда из-за недовольства политикой японского руководства Китай ограничил контакты с соседней страной. Визитов в Японию на высоком уровне не было с октября 2000 года, когда Страну восходящего солнца посетил тогдашний премьер КНР Чжу Жунцзи.
Продлившаяся с 2001 по 2006 год эпоха правления японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми ознаменовалась сильным похолоданием в отношениях между КНР и Японией. Особое недовольство вызвали в Пекине ежегодные походы премьера в токийское святилище Ясукуни. Считается, что в этом храме покоятся души двух с половиной миллионов японцев, "павших за императора и великую Японию", в том числе 14 военных преступников, казненных по приговору Токийского трибунала в 1948 году. Китай обвинил Коидзуми в возрождении милитаризма и пренебрежении к памяти жертв японской агрессии против сопредельных стран в 1930--40-е годы.
Новый премьер Синдзо Абэ решил воздержаться от походов в Ясукуни, что нашло положительный отклик в Китае. В октябре 2006 года Абэ посетил Пекин, возобновив общение руководителей двух стран. Как образно выразился Вэнь Цзябао, поездка Абэ в КНР помогла «сломать лед», а его визит в Токио призван этот лед «растопить». Японские чиновники сообщили, что Абэ собирается посетить Китай осенью этого года и подготовить почву для визита в Японию в 2008 году китайского лидера Ху Цзиньтао.
В Китае часто говорят, что в отношениях с Японией «горячо в экономике и холодно в политике». В прошлом году торговый оборот между двумя странами вырос до рекордной отметки в 211 млрд долл., однако споры между Пекином и Токио разрастаются. Китай и Япония не могут поделить права на нефтегазовые месторождения в Восточно-Китайском море и с большой подозрительностью следят за военными планами друг друга. Токио упрекает Пекин в неоправданном росте оборонных расходов, Китай же видит угрозу для своей безопасности в укреплении японо-американского военного союза и обещаниях Японии взять под защиту Тайвань, что мешает китайским планам возвращения острова под юрисдикцию Пекина.
После переговоров Вэнь и Абэ обещали искать пути совместного освоения газовых месторождений на спорных морских территориях, стремиться к решению корейской ядерной проблемы и учитывать темы истории в двусторонних отношениях. Два премьера подписали соглашение о защите окружающей среды, по которому обе страны будут вместе работать над новым глобальным документом по предотвращению мировых климатических изменений, который сменит Киотский протокол в 2013 году. Как пояснил «Времени новостей» руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко, уровень взаимозависимости между Китаем и Японией «достиг такого предела, который обязывает обе стороны занять более прагматичные позиции в отношении имеющихся проблем».
В этом году Китай и Япония отмечают 35-летие нормализации отношений. В честь этого события они проводят Год культурных и спортивных обменов, ориентированный в первую очередь на молодежь. Китайские эксперты опасаются стремления японской политической элиты к возрождению военного могущества и международного влияния, сожалея при этом, что в 1972 году Мао Цзэдун не добился от премьера Какуэя Танаки полного покаяния за преступления японских милитаристов в годы войны. Однако, по мнению Виктора Павлятенко, «в 1970-е у Китая были другие стратегические приоритеты, один из них -- создание противовеса Советскому Союзу. Китайцы заплатили свою цену, и японский капитал пошел в Китай». По мнению собеседника «ВН», обе страны заметно изменились. Сильнее стал Китай, но и Япония сегодня другая: «Она хочет стать «нормальным государством», Синдзо Абэ видит ее как «прекрасную страну», что подразумевает также иное место Японии на международной арене».
Александр ЛОМАНОВ