|
|
N°230, 17 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все, что шевелится
В Москве прошел фестиваль французского кино
Французский кинематограф сражается с Голливудом не первый год. И в последнее время побеждает, во всяком случае на своей территории. В начале 2000 года доля национальной продукции во французском прокате превысила 60%, а в хит-парадах первые позиции заняла отечественная продукция. Франция хочет остаться одной из ведущих киноимперий, используя для этого все методы: от регулярного увеличения инвестиций до рекламно-просветительских акций по всему миру. К ним относится и второй фестиваль «Французское кино сегодня». В Москву прибыло девять новых фильмов и делегация из полутора десятков ведущих актеров и режиссеров -- от патриарха французской комедии Клода Зиди (представившего свой новый фильм «Клуб») до одного из лидеров «новой новой волны» 80-х Жан-Жака Бенекса (после девятилетнего перерыва вернувшегося в кино с черной психоаналитической трагикомедией «Приключения трупа»).
Все десять фильмов куплены российскими дистрибьюторами и будут доступны нашим киноманам если не на широком экране, то на видео. Тогда они и удостоятся разборов. Сейчас же любопытно понять, что такое галльский кинематограф начала века в целом.
Первое, что бросается в глаза, -- разнообразие ассортимента. Продюсеры конкурируют с заокеанскими фильмами самых разных жанров. Чтобы на каждого «Английского пациента» нашелся ответ, вроде исторически достоверной и драматичной «Палаты для офицеров» Франсуа Дюперона, а бледный огонь мистических триллеров затушила параноидальная «Детская игра» Лорана Тюэля. Наказали американцев и за то, что они последние двадцать лет снимают ремейки европейских хитов. Не все коту День благодарения: разудалые «Распутницы» Габриэля Огийона -- это версия американского телесериала Absolut Fabulous. Кстати пришелся и «Видок» Питофа -- в Москве он вынужден конкурировать с мрачным ретро-триллером братьев Хьюзов «Из ада». За традиционное фестивальное кино отвечали «Роберто Зукко» Седрика Кана (участник конкурсной каннской программы-2001) и «Без удержу» Дамьена Одуля (черно-белый лауреат спецприза венецианского жюри этого года).
Принципиальных открытий фестиваль не принес -- во французском кино все идет по плану. Наши прокатчики проявили в 2001 году похвальную сноровку -- важные фильмы можно было поймать в прокате до фестиваля. И именно с ними, кажется, связано будущее французского кино. Это лихой киноманский экзерсис, блокбастер Кристофа Гана «Братство волка». Суперрадикальный, напичканный порнографией, но значительный с точки зрения искусства фильм «Трахни меня» барышень Кароли Трин Ти и Вирджини Депенте -- съехавших со всех катушек французских Тельмы и Луизы. Глубокий фильм недавнего инфант террибля Франсуа Озона «Под песком». «Амели» Жан-Пьера Жене, о которой сколько ни пиши, все мало. Вряд ли сногсшибательный успех картины повлияет на кинопроцесс: слишком уникально творение Жене. Но хочется верить. Воздушный замок лучше, чем потемкинская деревня.Питоф: Зрителю нет дела до бюджета фильма
Фестиваль французского кино показал, как вредит ему вялая буржуазность и неоправданная культурная спесь. Ни жанровые картины, ни интеллектуальные потуги не выведут французскую кинематографию из кризиса. А вот эксцентричность идет только на пользу. ПИТОФ, в прошлом -- мастер спецэффектов, дебютировал в режиссуре масштабным историческим детективом «Видок». Бюджет картины -- 150 млн франков, но это не прилизанный костюмный фильм, а жесткая «компьютерная игра» с Жераром Депардье в главной роли. С постановщиком самого дорогого из представленных на фестивале фильмов беседует Алексей МЕДВЕДЕВ.
-- Когда картина с большим бюджетом снимается на цифровое видео, обычно стараются достичь пластики изображения, выдать видео за кино. Вы же, напротив, подчеркиваете цифровой характер образа. Иногда кажется, что смотришь кадры прямого телерепортажа из какой-нибудь «горячей точки»...
-- Я не большой поклонник костюмных фильмов, и согласился делать «Видока» только потому, что сценарий позволял снимать современное кино. Это было забавно: наведаться в XIX век, имея на вооружении технические средства века XXI. В изобразительном плане я опирался на живопись XIX века, в особенности на творчество Гюстава Моро, художника-символиста, в картинах которого есть что-то от научной фантастики. Они очень современны -- и в колористическом решении, и по духу. Чтобы придать динамизм, использовалась эстетика компьютерных игр. Сам я не играю, но мои дети не отходят от компьютера. Однажды я увидел, как мой старший сын играет в Лару Крофт, и понял, что это настоящее кино, в котором игрок является и актером, и оператором, и режиссером. Этот принцип я использовал. «Видок» -- это фильм-расследование; зритель должен чувствовать себя так, будто сам его ведет. Мы стремились сократить до минимума дистанцию между публикой и миром вымысла. Использовались сверхкрупные планы, чтобы зритель ощущал себя внутри фильма.
-- Как чувствовал себя Жерар Депардье в роли героя компьютерной игры?
-- Я знаком с Жераром еще по «Астериксу и Обеликсу», где был автором спецэффектов. С ним легко работать. Когда актер с такой харизмой, сердцем и талантом чем-нибудь увлечен, он может горы сдвинуть. Жерар был в восторге от сценария. Ему нравилась идея совместить костюмный фильм с необычным подходом к изображению и героям.
-- Марк Каро, соавтор Жене по «Деликатесам» и «Городу потерянных детей», обозначен в титрах как «создатель персонажей». В чем его роль?
-- Каро сделал эскизы персонажей. Основная проблема исторических фильмов -- найти актеров, лица которых можно представить себе в прошлом. Глупо, когда человека с современным лицом обряжают в старинный костюм. Каро искал типажи XIX века, опираясь на рисунки Домье.
-- Какие возможности дает цифровая видеокамера?
-- Не стоит преувеличивать ее специфику. Да, цифровая съемка упрощает монтаж, создание спецэффектов и комбинированных кадров, но, по сути, это все то же старое доброе кино. Единственное отличие -- особая фактура изображения и очень большая глубина резкости. Можно создавать перспективные кадры с проработанным передним, средним и задним планами.
-- Пользовался ли «Видок» успехом у публики и критики?
-- Публике фильм понравился, а критики обычно ругают дорогие картины. Для них большой бюджет -- оскорбление. По-моему, глупо. Сколько бы ни стоил фильм -- один миллион или сто пятьдесят, -- со зрителя все равно берут 50 франков за билет, ему до бюджета дела нет.
-- В финале «Видока» на кладбище Пер-Лашез в кадре можно заметить могилу Джима Моррисона...
-- Это шутка для внимательных зрителей.
-- Вы еще будете заниматься спецэффектами или окончательно заболели режиссурой?
-- Я заболел режиссурой в детстве. Став специалистом по спецэффектам, я мечтал о своих постановках. Мечта начала осуществляться, но не стала слабее.
-- Каким будет ваш следующий фильм?
-- Это решится скоро. Но однажды я обязательно сниму фильм о страсти к полету. Меня зачаровывает все, что связано с авиацией.
-- У вас есть самолет?
-- Да, я занимаюсь высшим пилотажем. Люблю превращаться в птицу.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ