|
|
N°63, 11 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Огонь под ногами
В конце марта на французском острове Реюньон в Индийском океане резко активизировался один из самых беспокойных вулканов современности -- Питон де ла Фурнес. Огненная гора начала извергать лаву и пепел, над верхушкой вулкана поднялся столб магмы, дыма и газов высотой 200 метров. Потоки лавы со скоростью законопослушного автолюбителя (60 км в час) начали стекать по склонам Печного пика (примерно так переводится на русский название этого вулкана) и достигли океанского берега (на фото). В результате было перерезано и расплавлено одно из шоссе, идущих вдоль подножия бушующей горы.
Извержение Питон де ла Фурнес продолжается уже около десяти дней. Вулканологи получили прекрасный объект для наблюдения, а жители Реюньона -- очередную головную боль в прямом и переносном смысле. Вместе с пеплом и лавой в атмосферу попали ядовитые соединения серы. Из-за отравления этими газами на прошлой неделе было госпитализировано около 50 детей, а ближайшую к вулкану деревушку Трембле пришлось эвакуировать полностью. К счастью, удалось обойтись без жертв -- основные населенные пункты Реюньона расположены в отдалении от Питон де ла Фурнес. Так что на этот раз лава только сожгла более 300 гектаров леса и плантаций на склонах вулкана.
Тем не менее местные наблюдатели назвали это событие «извержением века» -- так аттестовал активизацию Питон де ла Фурнес местный вулканолог Закари Дюпютель. Впрочем, при всем уважении к реюньонскому вулкану на эпохальную катастрофу нынешнее поведение Печного пика не тянет. Но и наш нынешний XXI век пока короток -- всего пять с небольшим лет -- и, слава богу, небогат на вулканические катаклизмы. Несмотря на то что действующие вулканы нашей планеты, как им и полагается, регулярно извергаются, катастрофических событий в последние годы не отмечалось. Да и реюньонский пик, похоже, решил лишь попугать местных жителей: как сообщается, буйство подземной стихии в начале этой недели пошло на спад. Вскоре, по-видимому, Питон де ла Фурнес немного остынет и опять вернется к своему обычному более-менее спокойному состоянию.
До реюньонских событий марта-апреля наибольшее беспокойство вулканы причиняли в Индонезии, которая заслуженно считается самым сейсмически активным регионом мира. К примеру, в середине мая прошлого года на Яве в очередной раз проснулся знаменитый вулкан Мерапи высотой 3 тыс. метров. Из его кратера поднялся столб дыма и пепла, а по склонам потекла лава. Однако местные власти, давно привыкшие к буйству подземного огня, успели вовремя эвакуировать население окрестных районов. Для Индонезии это уже вполне обычная практика: скажем, в июле 2006 года пришлось срочно отселить более 4 тыс. человек со склонов активизировавшегося вулкана Карангетанг на острове Сулавеси.
Дурная слава Везувия
Извержения вулканов, равно как и землетрясения, традиционно причисляются к наиболее страшным и разрушительным природным катаклизмам. Но если подземные толчки действительно способны стирать с лица земли города и целые районы, то печальная слава вулканов, пожалуй, сильно преувеличена. В реальности число жертв даже во время мощных извержений сравнительно невелико. Дело в том, что, на наше счастье, сейчас в мире довольно мало действующих вулканов -- их число измеряется сотнями, и практически все активные огненные горы хорошо известны. Люди, как правило, из банального инстинкта самосохранения предпочитают селиться подальше от опасных конусов.
Дурная слава вулканов тянется, по-видимому, с 79 года нашей эры, когда неожиданное извержение знаменитого Везувия засыпало пеплом небольшие города Помпеи, Геркуланум и Стабия. Это трагическое событие попало во все исторические хроники античности и до сих пор поминается в любом учебнике древней истории. Но это извержение оказалось в своем роде уникальным: в историческую эпоху в Старом Свете подобных катастроф почти не происходило. Прежде всего потому, что в Европе все действующие вулканы можно пересчитать буквально по пальцам двух рук.
Самыми известными из них являются сицилийская Этна и практически постоянно курящийся Стромболи в Тирренском море. Последний не наносил людям особого вреда, поскольку располагается вдали от населенных мест. Этна, напротив, отметилась несколькими сильными извержениями, а в 1669 году едва не стерла с лица земли крупный город Катания. Есть вулканы и в Греции, в частности знаменитый Санторин на одноименном острове в Эгейском море. Здесь в XVII веке до нашей эры произошло, по-видимому, одно из крупнейших извержений в истории Европы: столб дыма и пепла тогда должен был подниматься на несколько десятков километров и достигать стратосферы. В результате взрыва Санторинского вулкана в Средиземном море образовалось гигантское цунами, обрушившееся на близлежащие побережья, ударившее по Криту и достигшее Египта. Считается, что этот катаклизм мог стать причиной гибели развитой минойской цивилизации на Крите и даже породить миф о гибели Атлантиды.
Огненные горы России
Однако большая часть Евразии от средиземноморского региона и Исландии до Дальнего Востока свободна от активных вулканов. Тем не менее давно не просыпавшиеся огненные горы здесь есть, например обе высочайшие вершины Кавказа -- Эльбрус и Казбек. Но в нашу эпоху даже в сейсмически активных зонах материка, отметившихся сильными землетрясениями, лава на поверхность не извергается. Так что наш континент сейчас можно считать относительно спокойным. Действующие вулканы -- визитная карточка тихоокеанского региона, именно здесь сконцентрировано наибольшее количество огненных гор мира. В том числе на нашей Камчатке, где находятся самые высокие вулканы Евразии, и на Курилах -- эти острова представляют собой верхушки гор большого вулканического хребта, большей частью расположенного ниже уровня океана.
На полуострове насчитывается 28 действующих вулканов, несколько из них активно извергаются и сейчас. Но российские огнедышащие горы расположены в практически необитаемых районах Камчатки, так что их извержения сравнительно безвредны. К примеру, в настоящее время активны вулканы Карымский и Шивелуч. Последний в конце марта устроил аврал местным дорожникам: сошедший с его склона селевой поток перерезал дорогу Ключи -- Усть-Камчатск. Карымский постоянно выбрасывает пепел и газы вот уже более десяти лет. В начале апреля этот грязный шлейф, по данным вулканологов, протянулся на 80 км к северу от вулкана. А в конце марта началось извержение Ключевской сопки, в последний раз проявлявшей активность весной 2005 года.
На четверочку и выше
Однако самые известные извержения далеко не всегда являются самыми мощными. Для измерения силы «выхлопа» сейчас обычно применяется шкала вулканической активности, по которой каждому извержению присваивается балл от нуля до восьми. Измеряется в основном количество выброшенного из кратера вещества и высота, на которую поднимается столб дыма и пепла. Скажем, если этот «выхлоп» поднялся всего на сотню метров, а количество извергнутого материала составляет несколько тысяч кубометров, то активность вулкана получит нулевую оценку. Серьезные, катастрофические извержения начинаются от четырех баллов -- это дымный столб, поднявшийся на высоту не менее 10 км, и свыше 100 млн кубометров лавы, пепла и прочего подземного мусора, оказавшихся на склонах горы и в атмосфере нашей планеты.
К примеру, Везувий в 79 году н.э., уничтожив Помпеи, добрался «всего» до пяти баллов. Такие извержения случаются, увы, довольно часто и не являются уникальными. Ученым известно о сотне с лишним подобных случаев вулканической активности за последние несколько тысяч лет. Последний раз извержение такой силы произошло в августе-октябре 1991 года на юге Чили, где активизировалась гора Серро-Гудзон. Тогда в кратере вулкана образовалось новое жерло шириной 800 метров. Но безлюдные территории чилийских Анд -- это не Везувий, вокруг которого испокон веков селились люди. Поэтому извержение I века осталось в истории как страшная катастрофа, тогда как о недавнем катаклизме 1991 года помнят лишь специалисты.
Последняя катастрофа XX века
Самые серьезные извержения получают оценки в шесть и семь баллов. Столб пепла во время подобных выплесков подземной стихии поднимается на высоту 25 км и выше, из жерла вулкана выбрасываются миллиарды кубометров пепла и раскаленной магмы. На наше счастье, такие ужасы случаются всего несколько раз за столетие. Например, в прошлом веке было всего три шестибалльных извержения. Последний такой катаклизм произошел на филиппинском острове Лусон, где весной 1991 года проснулся вулкан Пинатубо, дремавший шесть с лишним веков.
Первые признаки активизации огнедышащей горы были замечены 2 апреля: вулкан начал куриться. Ученые предупредили, что вскоре может случиться сильное извержение, и власти начали эвакуацию густонаселенных окрестностей Пинатубо. К середине июня опасный район покинули 60 тыс. человек. Тогда вулкан уже бушевал вовсю, из кратера начала появляться лава.
С 12 по 14 июня в кратере Пинатубо произошло несколько взрывов, столб дыма над горой поднялся на высоту 24 км. Это был пик извержения, после этого вулкан начал постепенно успокаиваться. Но хотя эвакуация была признана почти образцовой и почти все местное население загодя покинуло зону катастрофы, жертв избежать не удалось. Извержение Пинатубо убило, по разным данным, от 300 до 1200 человек. Было выброшено свыше 10 кубических километров пепла, покрывшего все окрестности, со склонов горы сошли грязевые потоки из воды, смешанной с вулканическим пеплом.
Огненная гора после 1991 года почти успокоилась: лишь в 1992 году было отмечено маленькое однобалльное извержение. Сам Пинатубо после катастрофы резко уменьшился: стихия буквально снесла вершину горы. На ее месте образовался огромный кратер шириной два с половиной километра, а гора стала ниже на 250 метров. Сейчас эта впадина заполнилась водой, образовав вулканическое высокогорное озеро.
Спящие климатические бомбы
Оценка в восемь баллов была введена, по всей видимости, «на всякий случай». Таких катастроф планетарного масштаба в исторический период, на наше счастье, не фиксировалось. Для такого суперизвержения, когда из кратера выбрасываются тысячи кубических километров пепла и лавы, нужен действующий супервулкан. Современные огнедышащие горы до такого уровня не дотягивают. Впрочем, ученым известны спящие супервулканы титанического размера. Один такой гигант древности притаился и у нас на Камчатке.
В конце марта ученый секретарь Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН Владимир Леонов сообщил в Петропавловске-Камчатском об обнаружении огромной кальдеры (вулканической котловины) в верховьях реки Паратунка. Длина впадины достигает 35 км. Подобные кальдеры чаще всего образуются, когда остывающий вулкан, выбросивший магму, «проседает» вглубь. Но кальдеры современных огненных гор обычно не достигают подобных размеров. Предполагается, что камчатский супервулкан последний раз активно работал около полутора миллионов лет назад, после чего надолго уснул. Как сообщило РИА Новости, вулканологи не ожидают, что этот гигант в ближайшее время решит вновь проснуться.
Супервулканы найдены и в других местах, в частности в Индонезии, Северной Америке, Европе. Такая спящая сейсмическая бомба лежит, к примеру, рядом с маленьким Везувием, неподалеку от Неаполя. Есть супервулкан Тоба на острове Суматра (ученые высказывали опасения, что эта огромная кальдера площадью 1775 квадратных километров может активизироваться после катастрофического землетрясения, происшедшего в этом районе в декабре 2004 года). Еще одна гигантская впадина, в которой 640 тыс. лет назад бушевала магма, расположена в Калифорнии, под знаменитым Йеллоустонским национальным парком.
Ученые считают, что любое извержение супервулкана может привести к климатической катастрофе на нашей планете. Огромное количество пепла и сернистого газа, попадающее в атмосферу при таком катаклизме, вполне способно устроить Земле вулканическую зиму -- аналог известной по апокалиптическим прогнозам «ядерной зимы». Солнечному свету будет труднее пробиваться к поверхности планеты, и климат станет гораздо холоднее. Это может привести к массовому вымиранию животных и растений и поставит под вопрос выживание человечества. Впрочем, пока вулканологи и сейсмологи не дают точных прогнозов, когда именно можно ожидать активизации какого-либо супервулкана.
Охлаждающий огонь
Но и обычный вулкан способен серьезно повлиять на климат планеты, если его извержение достигает уровня шести-семи баллов. Семибалльные катаклизмы, по данным ученых, в исторический период происходили всего четыре-пять раз, и лишь один из них пришелся на недолгую пока эпоху научных наблюдений. Речь идет об извержении индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году. К семибалльным катастрофам относят и извержение на острове Санторин, перекроившее историю европейских цивилизаций. Тамборский катаклизм тоже фактически уничтожил государство на острове Сумбава, где располагается этот вулкан, но самым значимым его последствием стало «уничтожение лета» в 1816 году.
Перед катастрофой Тамбора спала в течение как минимум тысячи лет. Вулкан проснулся в 1812 году и постепенно увеличивал мощь извержения. В апреле 1815 года верхняя часть горы фактически взлетела на воздух: катаклизм укоротил Тамбору почти на треть. До 1815 года пик возвышался на 4300 метров над уровнем моря, сейчас вулкан достигает лишь высоты 2851 метр. Огромное количество пепла, попавшее в атмосферу, не только засыпало толстым слоем все близлежащие острова, но и долетело до Явы, Суматры, Сулавеси, Калимантана. После этого по окрестным морям прокатилось цунами. Более того, звук взрывающегося вулкана был слышен за две с половиной тысячи километров от Тамборы.
Точное количество жертв извержения посчитать достаточно сложно: понятно, что погибло практически все население Сумбавы, кроме того уже после катастрофы люди ближайших островов умирали из-за вызванного неурожаями голода. По современным оценкам, общее число смертей могло превысить 70 тыс. человек. На Сумбаве образовались «индонезийские Помпеи» -- толстый слой пепла засыпал поселения людей. Раскопки погибших деревень начались лишь пару лет назад.
Однако далеко не весь пепел Тамборы осел в Индонезии, его мельчайшие частички и выброшенный вулканом сернистый газ рассеялись по всей земной атмосфере. Планету укрыл легкий туман, поглощавший солнечные лучи. И всего одно извержение, даже не достигшее максимального уровня по шкале вулканической активности, на несколько лет изменило климат всей Земли.
1816 год был назван «годом без лета». В Северном полушарии, в Старом и Новом Свете, из-за необычайно низких температур случился неурожай, вызвавший голод, весной и летом в Европе даже выпадал снег. На следующий год климат несколько выправился, но температурная аномалия продолжалась несколько лет, пока наконец все выбросы Тамборы не осели и атмосферная дымка не рассеялась.
Подобные вулканические «микрозимы» случались и после других сильных извержений, сопровождавшихся большими выбросами сернистого газа и пепла. Огромное количество грязи попало в воздух, например, при катастрофическом взрыве индонезийского вулкана Кракатау в августе 1883 года. Это шестибалльное извержение выбросило более 20 млрд кубометров пепла и магмы, а задымленность воздуха после этой катастрофы наблюдалась по всему земному шару.
Правда, такие катаклизмы не слишком сильно понижают температуру на планете: отклонения от среднестатистических величин в целом насчитывают несколько десятых долей градума. Но и этого достаточно для того, чтобы вызвать в разных районах Земли климатические сбои, аномальные холода и ураганы. Однако надолго изменить климат выбросы шести- и семибалльных извержений, по-видимому, не способны. Для этого требуется взрыв супервулкана, но они, на наше счастье, давно спят.
Однако есть и апокалиптические прогнозы, прочащие человечеству скорую вулканическую зиму. По данным палеовулканологии, извержения вулканов-гигантов на Земле в недавние эпохи происходили в среднем раз в 700 тыс. лет. Сейчас благодаря временному затишью мы наслаждаемся долгой паузой. Но, как уже упоминалось, последний раз супервулкан тряс нашу планету 640 тыс. лет назад. Так что если верить этой статистике, очередной взрыв такой огненной горы (или скорее огненной ямы -- супервулканы не имеют конуса и представляют собой котловины-кальдеры) может случиться практически в любой момент. Однако наблюдения за известными ученым супервулканами показывают, что пока они сладко спят и, похоже, в ближайшие годы не собираются просыпаться.
Владимир ДЗАГУТО