|
|
N°229, 14 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Халиф остался без государства
На сегодняшнем заседании бундестага будет принят ряд законодательных актов, которые составляют «антитеррористический пакет-2». Их вдохновителем стал шеф МВД Отто Шили, который в первые дни после 11 сентября провел через парламент первый «пакет» неотложных мер по борьбе с терроризмом. Новая законодательная инициатива дает широкие возможности «компетентным органам» -- полиции, федеральной погранохране, службе разведки и ведомству по охране конституции.
Широкомасштабная полицейская акция, которая проводится в Германии с начала недели, призвана продемонстрировать, как на практике реализуются положения из «пакета-1». В нем, в частности, отменено право на неприкосновенность общественных объединений, зарегистрированных в качестве религиозных общин. Первыми новый закон ощутили на себе 1100 членов кельнской организации «Государство халифа», наиболее радикальной исламской группировки бывших турецких гастарбайтеров. В среду ее шефу -- «халифу» Метину Каплану, отбывающему тюремное заключение в Дюссельдорфе по обвинению в подстрекательстве к убийству, доставлено постановление МВД о запрете организации.
Обыски прошли в 212 мечетях, служебных помещениях и квартирах этой радикальной исламистской организации по всей Германии. Из штаб-квартиры и мечети в Кельне вывезены документы общины, а также компьютеры, видеомагнитофоны и видеокамеры. С их помощью Каплан из тюрьмы готовил телепередачи Hakk-TV, которые до 18 сентября через спутник транслировались главным образом на Турцию. Сам канал отключен решением земельного ведомства по СМИ в Дюссельдорфе.
В Германии Каплан до последнего времени пользовался статусом беженца, что более или менее надежно ограждало его от конфликтов с властями. Сейчас всерьез говорят о его высылке в Турцию. Однако это станет возможно лишь в том случае, если немцы получат гарантии, что Каплану не будут угрожать ни смертная казнь, ни тюремные пытки.
Сам правоверный халиф предпочитает цивилизованную дюссельдорфскую тюрьму. В ноябре, когда после отбытия двух третей срока наказания ему, как это здесь принято, предложили выйти на свободу, Каплан категорически отказался и настоял, чтобы его продержали за решеткой все определенные судом четыре года. В Германии тюремщики не имеют права досрочно отпускать на свободу своих «клиентов» против их воли.
Подробнее о Метине Каплане -- в следующем номере
Юрий ШПАКОВ, Берлин