|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вернемся к нашим баранам
Правительство отказалось утвердить план приватизации на 2007 год
Правительство на заседании в пятницу отправило на двухнедельную доработку новый план приватизации федерального имущества на 2007 год. Заместителю министра экономического развития и торговли Кириллу Андросову, который делал основной доклад, не удалось убедить членов кабинета одобрить предложения министерства, предусматривающие, в частности, внесение в план положений о продаже акций еще 78 АО и акционирования еще 11 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).
Наиболее крупные объекты, попадающие под приватизацию в 2007 году, -- внешнеторговое объединение «Машиноимпорт» и Мурманский морской рыбный порт, акции которых предполагается продать в полном объеме. Согласно плану в целом на продажу выставляются пакеты акций более 1700 предприятий, акционируется 831 ФГУП. За все это добро государство должно выручить 41 млрд руб. «Приватизация 2007--2008 годов означает завершение процесса массовой приватизации, необходимо сделать так, чтобы государство избавлялось от ненужного имущества, находящегося в федеральной собственности», -- заявил г-н Андросов.
Однако Михаил Фрадков и многие министры, не желающие расставаться с подведомственным добром, с такой точкой зрения не согласились. Они высказали массу претензий, причем не только по конкретным объектам, предлагающимся к приватизации, но и по ее механизмам. Премьер, например, спросил о целях приватизации «Машиноимпорта». «Теперь он заработает на новых рынках, в Алжир пойдет, на восток арабский?» -- обратился г-н Фрадков к г-ну Андросову. Замминистра ответил, что объединение -- известный бренд, однако оно не работает в качестве инструмента внешнеэкономической деятельности государства. «Значит, мы реанимируем этот бренд или избавляемся от него как от кости в горле и на этом успокоимся?" -- заявил премьер и предложил повременить.
Такая бесконтрольная со стороны государства приватизация, по мнению г-на Фрадкова, может в дальнейшем привести к возможной идее передачи частному бизнесу атомной промышленности, нефти или газа. «Надо еще работать над тем вопросом, где есть место государству, где бизнесу, а где необходим контроль», -- заключил глава правительства.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев сообщил, что за последние семь лет количество государственных активов и предприятий в сельском хозяйстве сократилось в десять раз. «Посыл «давайте быстрее и эффективнее все продадим» как цель вызывает у нас все больше вопросов», -- сказал он. Сейчас, по словам министра, предлагается, например, продать племенные предприятия, которые "осуществляют воспроизводство и реализацию спермопроизводителей, содержат 2 тыс. быков-производителей, тысячу хряков и 850 баранов». Г-н Гордеев предположил, что как только эти предприятия станут частными, то всех производителей "отправят на колбасу", а земли распродадут. "На колбасу они вряд ли порежут, но то, что заниматься осеменением или оплодотворением, покрытием всей страны они не будут, это факт. Нам не к кому будет обратиться, чтобы найти покрыть корову», -- согласился г-н Фрадков.
В свою очередь министр природных ресурсов Юрий Трутнев защищал свои профильные госпредприятия. «Министерство не может поддержать необдуманной программы приватизации государственных учреждений и предприятий, находящихся в ведении «Рослесхоза», «Росводресурсов» и «Роснедр», -- заявил он.
Напомнив об ошибках, допущенных при приватизации предприятий геологоразведки в 90-е годы, министр выступил категорически против продажи «в очередной раз за копейки» крупнейших и работоспособных предприятий, вместо того чтобы создавать на их основе геологоразведочные научные центры. Г-н Трутнев предложил не акционировать эти предприятия, а поддержать заказами.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев взглянул на проблему шире и подверг критике механизмы приватизации в целом. Действующая модель преобразования ФГУП в акционерные общества и казенные предприятия, на его взгляд, «зачастую не работает» «АО сами по себе ничего нового не дают, кроме советов директоров и кучи отчетности, да еще странных советов, которые проштамповывают заранее принятые решения», -- сказал он.
Алексей Гордеев поддержал первого вице-премьера, согласившись с тем, что форма управления АО через директивы несовершенна. «Министры вынуждены одобрять заранее готовые директивы, министров в совете директоров вообще перестали слушать, как будто мы враги, а зачастую целью превращения предприятия в АО является отбор у государства последней земли», -- посетовал он.
"Сломя голову и безоглядно форсировать эти процессы (приватизации. -- Ред.) -- неоправданно. Нам нужно еще время все посмотреть, министрам -- проследить по своим сферам, а вице-премьерам -- прокурировать эту работу», -- завершил обсуждение г-н Фрадков.
Правительство обсудило также итоги реализации Федерально-целевых программ (ФЦП) в 2006 году. Однако замглавы МЭРТ Виталий Савельев, доложивший этот вопрос, говорил преимущественно даже не о планах на год нынешний, а о некачественной работе с ФЦП в министерствах и ведомствах. По его словам, из реализуемых в 2007 году 46 ФЦП шесть реализуются неэффективно, а две из них -- по утилизации вооружений и военной техники и сокращения различий в социально-экономическом развитии регионов -- вообще можно закрыть либо поменять их госзаказчика. Кроме того, до сих пор не согласована поквартальная разбивка целевых индикаторов с 17 госзаказчиками по 25 ФЦП. При этом реализация 21 ФЦП начата без ежеквартальных целевых индикаторов и показателей, что, как сказал замминистра, является «недопустимым нарушением».
Также г-ну Савельеву не нравится, что из 30 ФЦП, требующих корректировки, в правительство внесены только девять, а утверждены всего пять. «Это вызывает серьезную тревогу в связи с изменениями бюджетного процесса, завершить корректировку необходимо максимум до 20 апреля, чтобы ФЦП были включены в бюджетный процесс на три года», -- подчеркнул Виталий Савельев.
Михаил ВОРОБЬЕВ