|
|
N°62, 10 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Социализм на одном костыле
Россияне не готовы поступиться личными интересами ради абстрактного общественного блага
В России происходит стремительное возрождение левой повестки дня. Идеи справедливости, перераспределения общественного богатства, стремительного повышения социальных выплат так или иначе эксплуатировались в ходе последних региональных выборных кампаний практически всеми партиями. Даже «Союз правых сил», с легкостью предав свои идеалы, попал под магию популизма и переориентировался на дисциплинированных и активных пенсионеров.
Происходящее в России лишь часть общемировых тенденций. Победы социалистических партий в Европе (сохранение у власти кабинета Романо Проди в Италии или уверенная поступь Сеголен Руаяль во Франции) и Латинской Америке (Чили и Никарагуа) сочетаются с попытками создать новый интернационал (взять хотя бы курс президента Венесуэлы Уго Чавеса) в противовес провалившейся стратегии «экспорта либеральной демократии» американского образца.
В нашей стране на все это накладывается еще и бурный экономический рост последних лет, который пока не дал скачкообразного улучшения качества жизни. Благоприятная внешняя экономическая конъюнктура, восстановление промышленного производства, причем не только в сырьевом секторе, усиление налоговой дисциплины приводят к закономерному увеличению доходов бюджета. Согласитесь, тратить с умом деньги в России пока не научились -- сам министр финансов это признает. И тут же возникает соблазн поделить этот «пирог» побыстрее, получить кратковременную выгоду, забыв об интересах будущих поколений. Действительно, что может быть проще, чем «распилить» стабилизационный фонд и на один год повысить всем пенсии до 7 тыс. рублей? Циники-популисты продержатся чуть больше года, а что дальше?
Дополнительными стимулами для такого рода настроений служат еще два фактора. Во-первых, это так и не состоявшееся примирение бизнеса и общества. Народ до сих пор не изжил осадок, оставшийся от «прихватизации» начала 1990-х годов. Хотя, как показывают социологические опросы, население осознает одну простую вещь. Новый передел собственности, даже в условиях усиления роли государства в экономике, отнюдь не приведет к повышению благосостояния всех граждан. Во-вторых, еще остались те, кто разделяет ментальные установки советской социалистической системы. И те, кто сегодня апеллирует к социалистическим идеям, по сути, спекулируют на этой ностальгии по СССР и воспроизводят советский опыт уравниловки. Хотя прекрасно понимают, что фениксу уже не возродиться из пепла. Цифры красноречивы. Лишь 12--15% населения не готовы и не хотят адаптироваться к переменам рыночных лет.
Вновь в моде разговоры о природной ренте, о прогрессивной шкале подоходного налога, о «левом повороте» и т.п. Напор левизны -- настоящая угроза для укрепляющегося среднего класса. Положа руку на сердце, кто из нас готов отдавать две трети зарплаты на налоги, чтобы обеспечить социальные гарантии, как в Швеции? Когда бизнес и доходы только-только начали расти.
Теперь давайте вглядимся в то, что скрывается за якобы левацкими настроениями.
В мире торжествует индивидуализм. Этот процесс не обошел стороной и Россию. Больше половины населения говорит, что в основу российского общества следует положить права и свободы каждого отдельного человека. Эти права ставятся выше любого коллективного действия. А ведь ключевым в левой идеологии является не только понятие «справедливости», но и «солидарности». У нас же социализм получается на одном костыле. Люди заявляют социологам, что нет таких общих ценностей и идей, ради которых стоит пожертвовать своей жизнью и личным благополучием. Главное для них -- это повышение собственного благосостояния и достижение личного успеха.
Да, отношение к богатым более поляризовано, чем к бедным. Но около 40%, по данным ВЦИОМ, симпатизируют людям с деньгами и уважают их, видят в них пример для подражания для своих детей. Поразительно, но расчет проникает даже в святая святых. Большинство жителей утверждают, что значительно повышать пенсии и зарплаты не стоит, а важнее бороться с инфляцией. Даже болезненный вопрос -- жилищно-коммунальное хозяйство -- сегодня тревожит граждан даже не с точки зрения повышения стоимости услуг, а из-за неадекватного качества этих услуг новым ценам.
Итак, с одной стороны, мы видим явный левый запрос -- люди озабочены недостаточно справедливой оплатой труда, пенсионным обеспечением, проблемами здравоохранения и ЖКХ. С другой стороны, истинных поклонников «чистого социализма» в России не более 10%. На собственном опыте мы чувствуем, что свои пожелания люди адресуют власти, ждут от нее конкретных действий. Речь идет о построении экономики, которая давала бы возможность зарабатывать, но при этом контролировалась сильным государством, способным отдать долг уважения пенсионерам, составляющим почти четверть населения. Разве не на это направлены курс президента и законодательные инициативы?
Сегодня многие воспринимают как само собой разумеющееся, что многомесячных задолженностей по зарплатам и пенсиям нет, что возможностей для заработка стало больше, что бюджеты некоторых регионов выросли в десять раз и т.п. Но, по словам творца «сингапурского экономического чуда» Ли Куан Ю, «мы не можем позволить себе забыть, что экономический и социальный прогресс и процветание не возникают сами по себе», а являются результатом непрерывных усилий и постоянного внимания со стороны правительства. Той власти, которой удалось за эти семь лет системными действиями частично преодолеть тяжелое наследие реформаторской эпохи, отодвинуть страну от края пропасти, победить нищету. Люди начали планировать будущее.
Футурология -- плохая специальность для политика. Однако реализация национальных проектов, программ телефонизации, газификации, модернизации транспортной инфраструктуры приведет к тому, что через пять--десять лет качество жизни в стране станет принципиально иным. Пожалуй, сейчас в это верится с трудом, но кто мог предположить в год дефолта, что в России будут десятки миллионов абонентов мобильной связи, а бизнес будет расширяться за счет приобретения активов в Европе и США?
Более того, только подобное обращение к разуму способно предотвратить раскол общества вокруг идей псевдосправедливости. Спустя десятилетие общество постепенно приходит к идее консолидации. Проводить сегодня новый водораздел только лишь ради предвыборной пены -- это значит отбросить процесс становления новой России назад. При этом велика вероятность инерционного сценария, когда верхи оппозиции уже не смогут остановить запущенную ими волну на низовом уровне. И пострадают от этого, так же, как от прогрессивного налога или природной ренты, формирующийся средний слой -- те, кто начал честно зарабатывать, в открытую платить налоги, поверив в незыблемость правил игры и стабильность. Наконец, подобные старания ударят по молодому поколению, которое сегодня видит для себя совершенно иное будущее.
В заключение напомню слова замечательного российского философа Семена Франка. «Известно, что левые, достигнув власти, обычно перестают быть левыми -- правеют». Скорее всего, не дождутся своего и избиратели новых социалистов, которые отнюдь не гнушаются административным ресурсом. Уверен, в наших общих силах соскоблить с России налет экстремистской левизны, вовлечь социальные идеи в здравое русло, дабы сохранить единство страны и обеспечить подлинное процветание ее народа.
Андрей ВОРОБЬЕВ, руководитель центрального исполнительного комитета «Единой России»