|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Девятый знак после запятой»
Разговоры о дефиците газа должны заставить правительство повысить на него цены
Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко признался, что окончательного решения правительства о либерализации цен на газ и переходе на систему долгосрочных контрактов до сих пор нет. Есть лишь нормативное решение о 15-процентной индексации цены в 2007 году, заявил он на брифинге в минувшую пятницу. Для того чтобы закрепить ту программу, которую кабинет министров наметил в газовой сфере 30 ноября -- четкий график роста цен с либерализацией рынка промышленного потребления в 2011 году, а также переход на систему долгосрочных контрактов на поставку газа, -- по утверждению г-на Христенко, нужно принять как минимум два постановления правительства и подписать эти договоры между поставщиками и потребителями газа. Однако ни то, ни другое пока сделать не удается.
По информации «Времени новостей», проекты постановлений существуют в черновом варианте и с большим количеством принципиальных разногласий, а договорная кампания, которая в сфере электроэнергетики уже должна была закончиться к 1 апреля, еще и не началась. Разработать за три месяца внятную систему реформирования отношений в газовой отрасли, не посягая на суверенитет «Газпрома», не удалось. Заставить правительство и руководство страны в целом реализовать намеченные прошлой осенью решения теперь может лишь фактор дефицита газа. «У меня есть понимание того, что проблема дефицита или некой угрозы дефицита хороша только с психологической точки зрения -- для того чтобы те действия, которые были намечены, были осуществлены. Кроме психологического характера больше ничего она не носит», -- отметил г-н Христенко.
Как известно, 30 ноября правительство после многочисленных рабочих совещаний в Белом доме, в администрации президента и непосредственно у президента Владимира Путина в целом одобрило предложения Минпромэнерго принять график повышения регулируемых цен на газ на ближайшие четыре года с отменой регулирования для промышленных потребителей с 2011-го. К этому времени все предприятия должны получать газ по долгосрочным контрактам с формулой цены, обеспечивающей равную доходность внутрироссийских и экспортных поставок поставщиков топлива.
Федеральной службе по тарифам было поручено подготовить проект постановления по формуле цены и графику индексации до ее вступления в силу, а Минэкономразвития -- документ о долгосрочных контрактах и новой системе поставок газа. Источники «Времени новостей» в профильных ведомствах утверждают, что ни то, ни другое официально в правительство не внесено и застряло на уровне согласования между министерствами, службами и аппаратом правительства. Одно из противоречий связано с запланированной либерализацией цен на газ и одновременно с сохранением полностью монопольного рынка, который регулируется в большей степени не госорганами, а самым крупным игроком -- «Газпромом». Против этого активно возражают Минэкономразвития и ФАС. Второе противоречие -- наличие в долгосрочных контрактах пункта «бери или плати» без возможности свободной перепродажи невыбранного по той или иной причине объема. На это не могут пойти многие потребители. Также есть вопросы относительно регулирования цен на «новый» объем газа (сверх лимита на 2007 год) -- «Газпром» требует разрешения поставлять этот газ по свободным ценам уже сейчас.
Зато по поводу содержания формулы цены полное согласие. Главной целью провозглашена «равнодоходность» поставок на внутренний рынок и на экспорт. Хотя никакого экономического смысла, кроме увеличения доходов поставщиков, в таком подходе не заложено. Поскольку цены будут формироваться исходя не из конкуренции разных видов топлива внутри России, а из мифической цены в Европе. Мифической потому, что цены даже на российский газ по различным контрактам «Газпрома» могут совсем не соответствовать друг другу. Считается, что в каждом случае применяется своя сложная формула цены, привязанная к цене корзины нефтепродуктов на рынке именно этой страны.
Г-н Христенко, отвечая на вопрос «Времени новостей» о том, почему Россия, пытаясь строить рынок, изначально ориентируется не на конкуренцию энергоносителей, а на необходимость повысить доходы «Газпрома» на внутреннем рынке до европейского уровня, заявил, что другого подхода сейчас нет: «Это не столь существенно по сравнению с другими проблемами, сопутствующими работе над долгосрочными контрактами, -- девятый знак после запятой (настолько малая величина роста доходов «Газпрома». -- Ред.), уж поверьте мне».
Алексей ГРИВАЧ