|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мяч и свастика
После субботнего матча чемпионата России по футболу в Москве «Динамо» -- «Локомотив» болельщики в метро зверски избили таджика. Почти рядовой случай, ничего удивительного. Мы к такому, увы, уже привыкли. Можно сколько угодно разбираться, была ли это просто хулиганская выходка отморозков или хулиганство на почве межнациональной ненависти. Но факт остается фактом: национальная и расовая ненависть в футболе, самой популярной игре человечества, давно ставшей не просто зрелищем, но образом жизни для миллиардов людей, проявляется постоянно и повсеместно.
Именно поэтому у руководителей клубов, национальных и международных футбольных федераций кроме обеспечения принципов фейр-плей непосредственно на поле есть еще одна принципиальная задача: последовательное противостояние ксенофобии в болельщицкой среде.
Пример того, как это надо делать, показало руководство лондонского «Челси». Накануне дерби в премьер-лиге с «Тоттенхэм Хотспур», командой с севера Лондона, где исторически живет мощная еврейская община, болеющая за «шпор», руководители «Челси» призвали своих болельщиков отказаться от антисемитских выкриков и песен. И пригрозили нарушителям арестом. В общем, даже самые неискушенные в национальных особенностях болельщики «Челси» уже должны бы выучить, что владелец их клуба Роман Абрамович относится к тому самому народу, многие представители которого болеют за «Тоттенхэм». И что их антисемитские выходки одновременно являются оскорблением человека, который потратил сотни миллионов фунтов, чтобы добиться с их любимой командой рекордных достижений в ее истории. (При Абрамовиче «Челси» уже выиграл два чемпионата Англии, а до него всего один.) Но главное, что руководство клуба не прячет голову в песок и пытается заранее дать отпор бытовой ксенофобии.
Многочисленные акции под лозунгом «Футбол против расизма», которые пытаются проводить ФИФА и УЕФА, тоже принципиально важны. Клубный футбол окончательно и бесповоротно стал космополитичным --сами клубы давно представляют собой «сборные мира». Между тем даже в относительно цивилизованных и демократических странах игроки подвергаются расовому прессингу. Например, камерунский форвард «Барселоны» Самуэль Это`О, уже много лет играющий в Испании, недавно признался, что не берет своих детей на матчи, чтобы они не слышали расистских лозунгов трибун.
Футбольный матч по определению арена соперничества. Эмоции футболистов и болельщиков накалены до предела, «переход на личности» при оценке тех или иных эпизодов игры происходит постоянно. Но именно потому, что футбол стал образом жизни, в полном соответствии с принципом Антуана Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили». Лучшие футболисты планеты являются кумирами огромного количества людей. Великие и невеликие клубы для своих болельщиков -- предмет обожания и поклонения. А когда тебя боготворят, это не только приятное чувство славы, это еще и бремя славы. Бремя ответственности за фанатов. Это власть над их умами. Пользоваться своей властью для пресечения проявлений расизма и национальной нетерпимости -- человеческий долг людей, определяющих облик современного футбола.
К сожалению, наши клубы практически не реагируют на ксенофобские выходки фанатов. В лучшем случае можно услышать призывы руководства команд к болельщикам не жечь на трибунах всякие пиротехнические штучки, чтобы клубу потом не пришлось платить штраф. Но если бы, например, «Динамо» и «Локомотив» вместе с правоохранительными органами разобрались, чьи болельщики избивали таджика в метро, и запретили бы таким отморозкам хотя бы на время посещать матчи, это было бы очень правильным шагом.
В России волна, мягко говоря, нелюбви к иностранцам и инородцам, к великому сожалению, находит поддержку и на государственном уровне. Поэтому наши футбольные клубы, в первую очередь ведущие, где есть немало легионеров на ведущих ролях, должны особенно чутко реагировать на погромные настроения фанатов, не позволяя им реализовывать свои низменные инстинкты.
Мяч и свастика несовместимы. Если ты видишь в сопернике на поле и в человеке с другим цветом кожи или разрезом глаз врага -- ты перестаешь быть человеком и нормальным болельщиком. Футбольные клубы не церковь. Но вести борьбу за души болельщиков они все равно обязаны.
Семен Новопрудский