|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брайн Дройткур: Биеннале необходимо уметь смотреть
-- Многие коллеги-критики через день после официального открытия биеннале поспешили обличить основной проект на башне «Федерация» во вторичности, низком интеллектуальном и художественном уровне. Вы придерживаетесь этого мнения?
-- Нет. Реакция прессы на биеннале (как российской, так и мировой) -- это, на мой взгляд, отдельная тема. Журналистам требуется быстрая оперативная реакция на событие. Они приходят, «сканируют» все за полчаса и торопятся писать рецензии. У многих присутствует установка на яркие эмоциональные раздражители: зрелищность, масштаб, узнаваемость. Современное искусство -- тонкое интеллектуальное приключение, требует вдумчивого размышления. Чтобы понять хороший или плохой проект, мне кажется, необходимо сделать над собой усилие, по-настоящему им заинтересоваться и принять логику непривычного, во многих случаях непонятного высказывания. Но таких усилий обычно журналисты не делают. А в мировой прессе о Второй Московской биеннале писали в основном даже не арткритики. Обозреватели просто цитировали ведущие российские издания.
-- И все-таки проекты на башне «Федерация» раскрыли основную тему «Примечания: геополитика, рынки, амнезия» или нет?
-- Опять же предлагаю говорить о четырех отдельных проектах, которые не лучшим образом были изолированы друг от друга, но все же были разными. Мне показался более убедительным проект, подготовленный Розой Мартинес и Фулией Эрдемчи. Он называется «После всего». Он о конце истории, собственно, об амнезии. По словам самих кураторов, «о ситуации, когда нет всепроникающей идеи, двигающей историю и оформляющей современность». О трагедии жизни без связующей прошлое с настоящим, а настоящее с будущим -- утопии. О замещении прогрессистских моделей развития истории рыночными, техногенными. Об опасном влечении друг к другу языков рекламы и искусства.
-- В таком случае символом выставки «После всего» могут быть приняты фото- и видеоработы Сергея Браткова, что западными исследователями названы «хроникой объявленной смерти культурного образа», а также мощная неоновая надпись «Аврора» (автор -- художница из Бразилии Кармела Гросс), что смотрится как реклама и отсылает к разным значениям: богиня утренней зари, крейсер, символизирующий революцию 1917 года, улица в Сан-Паулу, где собираются проститутки и торгуют телом...
-- По моему мнению, лучшей работой и этой выставки, и основного проекта в целом оказывается «По мотивам «Сталкера» художника из Турции Саркиса. Художник сидит за столом и на маленьком мониторе смотрит «Сталкера» Тарковского. Потом рисует акварелью сцены из фильма: от последних кадров к первым. В какой-то момент сцена на экране и рисунок совпадают. Эта работа очень тонко артифицирует идею свернутого времени, конца истории и удовольствия от чистого созерцания ушедших образов культуры.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ