|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мировой аттракцион для продвинутой публики
Для меня любопытнее всего та последовательность, с которой Первая Московская биеннале упустила шанс поговорить о коммунистическом прошлом (она была устроена в Музее Ленина, и все иностранцы ожидали каких-то отсылок к этому, критического анализа), а Вторая точно так же проигнорировала шанс проанализировать современную реальность Москвы, которая есть не что иное, как недвижимость, дикая стройка, деньги. А ведь недостроенная башня «Федерация» (строительство которой шло прямо во время выставки!) об этой теме просто вопила, да и вся история устройства биеннале тоже была про это. Но почти ничего. В этом -- вероятно, сознательном -- отказе проанализировать собственный контекст есть даже некая презрительность: у нас вот так, а вы как хотите.
Вообще случаются иногда блестящие выставки из довольно средних работ, а Вторая Московская биеннале получилась средней выставкой из довольно хороших произведений. И на башне «Федерация», и в ЦУМе на программе американского видео было много сильных, хотя отчасти уже и неновых работ. Тем не менее, поскольку никакой концепции ни у главной выставки, ни у отдельных кураторских проектов на башне не было, получился просто набор вещей.
Но дело в том, что никто ничего другого и не ждет. Наш зритель не видит никакой разницы между биеннале и ярмаркой: погулял, посмотрел, купить все равно денег нет, да не очень-то и хочется. Но и во всем мире биеннале давно превратились в разновидность массовой культуры для продвинутой публики. Московская биеннале не исключение -- ее успешность оценивалась явно по двум критериям: сколько было важных людей на вернисаже (много) и примет ли ее молодежь в качестве развлекательного мероприятия (приняла).
За исключением Венецианской биеннале, которая себя мыслит главной, все остальные являются местными, и чем более они местные, тем более конкретный местный политический заказ они выполняют. Поэтому они и возникают теперь как грибы во всем мире. Немногочисленная когорта международных кураторов -- это своего рода наемные рыцари, путешествующие из страны в страну и реализующие задачи того или иного суверена. В данном случае задача была показать Москву модным городом, легитимировать режим, приписав ему качества современности. Последствия исполнения этой задачи в социальной, публичной сфере могли бы стать самостоятельным интереснейшим сюжетом изучения. Более интересным, чем выставленные на биеннале работы.
Екатерина Деготь