|
|
N°61, 09 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«У нас с Россией исключительные отношения»
Сегодня начинается официальный визит в Россию министра иностранных дел Республики Кипр Георгиоса ЛИЛЛИКАСА. Накануне он дал интервью корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС Александру Степанову -- для «Времени новостей».
-- Как идет урегулирование одного из старейших конфликтов Европы -- кипрского?
-- Наши усилия сейчас направлены на реализацию Соглашения от 8 июля 2006 года, подписанного лидерами двух общин (за греков-киприотов документ подписал президент Республики Кипр Тассос Пападопулос, за турок-киприотов -- их лидер Мехмет Али Талат. -- Ред.). Оно подготовит почву для возобновления переговоров по комплексному решению кипрской проблемы. Соглашение предусматривает создание рабочих групп, которым будет поручен поиск решений. К сожалению, турецко-кипрское руководство вдруг решило пересмотреть соглашение. По нашему мнению, такая позиция связана с предвыборным периодом в Турции (выборы президента запланированы на май, а парламента на ноябрь 2007 года. -- Ред.), во время которого от турецкого руководства не следует ожидать каких-либо действий в кипрском вопросе.
Однако я опасаюсь, что независимо от исхода выборов Анкара продолжит реализацию стратегии по разделу Кипра. Такое впечатление, что все ее усилия сосредоточены на том, чтобы повысить политический статус оккупационного режима. Нарушение договоренностей -- систематическая практика турецкой стороны, но мы не согласимся с какими-либо отступлениями, ведь это лишило бы действенности весь процесс, а в итоге и само соглашение.
-- Как повлияло на ситуацию вступление Республики Кипр в Евросоюз в 2004 году?
-- Вступление греческой части Кипра в ЕС сделало остров мостом на Ближний Восток. Этот факт, к сожалению, воспринимается турецкой армией, оккупировавшей северную часть острова, как угроза, принижающая стратегическую роль Анкары. Армия контролирует не только политическую систему Турции, но и северную часть Кипра, где нельзя сделать и шага, не получив ее согласия. Турецкие генералы убеждены, что Кипр для них -- жизненно важное геополитическое направление. В этом причина отсутствия прогресса в решении кипрского вопроса. Политика и Анкары, и г-на Талата (президента Турецкой Республики Северного Кипра, признаваемой только Турцией. -- Ред.) направлена на политическое укрепление незаконного образования на оккупированной территории под предлогом якобы существующей изоляции турецко-кипрской общины. Но изоляция или экономическое неравенство -- результат оккупации.
Нашей целью остается достижение взаимоприемлемого решения на основе резолюций ООН и принципов Евросоюза. В эпоху глобализации, когда сносятся преграды, расчленение такой маленькой страны, как Кипр, и возведение искусственных границ и разделительных линий стало бы большой ошибкой. Мы позаботились, чтобы наши соотечественники турки-киприоты ощутили пользу от вступления Кипра в ЕС. Сегодня большинство турок-киприотов имеют паспорта Республики Кипр, которые предоставляют им те же права, что и всем гражданам Единой Европы. По предложению кипрского правительства Евросоюз выделит 259 млн евро на экономическое развитие турок-киприотов. Они могут, пользуясь «Правилами пересечения «Зеленой линии» (такое название получила стена, разделившая столицу Кипра Никосию после военного конфликта 1974 года. -- Ред.), поставлять свои товары на свободную территорию, а также экспортировать их в ЕС и третьи страны. То есть турки-киприоты, хотя и не разделили затрат на вступление Кипра в ЕС, получили от этого выгоду.
-- А как развиваются ваши отношения с Россией?
-- Отношения между Кипром и Россией традиционно превосходные, сотрудничество -- на очень высоком уровне. Главный фактор этих исключительных отношений -- уважение принципов международного права и неизменная принципиальная позиция России в кипрском вопросе. На переговорах в эти дни в Москве мы обсудим прежде всего двусторонние отношения и кипрскую проблему. Подпишем соглашение о сотрудничестве в здравоохранении и медицинской науке.
-- Предпринимает ли Никосия меры для большей прозрачности работы иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре?
-- Законодательство Кипра гарантирует прозрачность в отношении собственников компаний и контроля за юридическими лицами. У нас есть так называемый Центральный Регистратор компаний, который владеет всей информацией о фирмах. Отмывание денег у нас преследуется. Наша служба финансовой разведки имеет неограниченный доступ к идентификационным деталям акционеров всех компаний, зарегистрированных у нас в качестве держателей банковских счетов. И мы не раз помогали зарубежным коллегам в расследовании случаев, вызывающих подозрения.
-- Как идет работа по подготовке Кипра к переходу на евро?
-- В феврале мы подали заявку на присоединение к зоне евро в качестве 14-го участника. Вступление Кипра в еврозону -- приоритетный вопрос национальной стратегии. Для этого мы уже сократили огромный дефицит госбюджета, избежав введения новых налогов. И сейчас разъясняем нашим промышленникам и коммерсантам преимущества вступления в еврозону.
-- На шельфе острова Афродиты обнаружены запасы нефти. Войдет ли Республика Кипр в число нефтедобывающих государств?
-- Пока преждевременно говорить о Кипре как о нефтедобывающей стране. Первый тур подачи заявок на тендер по разведке и добыче углеводородов начался в середине февраля и завершится в середине июля. Я хотел бы дать решительный ответ на необоснованные и провокационные протесты Турции по поводу соглашения о морской экономической зоне, которое мы подписали с Ливаном в целях разграничения зон проведения разведывательных работ для каждой страны. Такое же соглашение мы подписали и с Египтом. Международное сообщество и российское правительство подтвердили, что Кипр обладает полным правом разрабатывать любые виды углеводородных ресурсов в своих территориальных водах и на континентальном шельфе.
|