|
|
N°60, 06 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Медвежья услуга
Сирота Кнут пополняет бюджет Берлина
Столицу Германии охватила необычная лихорадка. С тех пор как четыре месяца назад в западноберлинском зоопарке (на востоке города зоопарк тоже есть) родился белый медвежонок по имени Кнут (на снимке), толпы желающих увидеть это «белоснежное чудо» растут день ото дня. У касс выстраиваются очереди на сотни метров. Для журналистов выделены фиксированные часы для ежедневного освещения подробностей жизни новой медиазвезды. Новорожденный хищник, от которого сразу же после появления на свет отказалась мама-медведица, стал культовой фигурой.
Вопреки увещеваниям защитников животных, требовавших усыпить медвежонка-сироту, дабы не превращать его жизнь в цирковую каторгу, смотритель зоопарка Томас Дерфлайн все-таки взял Кнута на свое попечение. Теперь они оба прочно поместились в центре общественного внимания. И даже стали фактором европейской политики. Медвежонка уже посещали премьер Италии Романо Проди (поглазеть на того и другого в конце марта собрались 26 тыс. посетителей) и литовский президент Валдас Адамкус.
Сотрудники зоопарка не припоминают подобной суматохи. Десять лет назад на презентацию «бамбуковой медведицы»-панды по кличке Янь Янь тоже собрались десятки репортеров. Теперь же их толпы, да еще и автобусы со спутниковыми антеннами вокруг: телерепортажи о Кнуте идут в прямом эфире на весь мир!
Маленький медведь стал большим экономическим фактором не только для зоопарка, но и всего Берлина, являющегося уже не первый год банкротом. Столичный бургомистр Клаус Воверайт даже жаловался в конституционный суд на федеральные власти, которые в Берлине живут, но денег дают в обрез. Но судьи решили, что германская столица должна развивать собственную экономику, а не ждать подачек.
И вот теперь малыш Кнут существенно пополнил доходы зоопарка. В 2006 году его посетили 2,6 млн человек -- в среднем по 6300 в день. По прикидкам, в этом году число посетителей вырастет на 300 тыс. При цене входного билета в 11 евро ожидается, что медвежонок принесет дополнительно 3 млн евро.
«Кнутомания» пришла и на биржу. Во вторник акции АО «Берлинский зоопарк» достигли самого высокого за год уровня -- 4000 евро. За один день рост курса «любительской акции» достиг 14% -- при том, что со времени основания в 1841 году Берлинский зоопарк влачил жалкое существование, а в последние пять лет курс колебался около отметки 2000 евро. Желающих купить акции стало больше, чем самих акций, ведь всего их в обороте четыре тысячи. Одна из них принадлежит федеральной земле Берлин, остальные рассредоточены по частным рукам. Дивиденды по ним еще ни разу не выплачивались -- делать это было не из чего. Утешение для акционера -- пожизненный бесплатный вход, но и его надо выкупить за 500 евро. Зато пропуск это вечный -- им могут пользоваться еще два члена семьи, и он передается по наследству.
На днях выпущена коллекция плюшевых Кнутов в трех вариантах: от 15 до 20 сантиметров по цене от 11,95 до 29,95 евро -- с эмблемой зоопарка и официальным логотипом самого медвежонка. Сувениры идут нарасхват -- в день продается по 800 штук. Уже реализовано 25 тыс. самых маленьких фигурок, остальные версии в производстве, так что медвежьим фанатам придется подождать неделю-другую.
Сделаны и первые шаги в глобализации торговой марки «Кнут». Появились планы устройства «уголков Кнута» в «Макдоналдсах», выпуска настенных календарей, ну и, разумеется, полного набора сувенирной продукции -- футболок, постеров, брелоков, DVD-фильмов. Еще предприимчивые берлинцы слагают песни о Кнуте, исполняемые поп-звездами. В торговлю поступили музыкальные диски, героем которых является все тот же сирота Кнут. А медвежонок и не подозревает, какой же он знаменитый и всеми любимый, хотя его «заработки» позволили всей зоопарковской звериной семье прокормиться самой. Впервые за многие годы, а быть может, и десятилетия рацион зверей полностью покрывается за счет собственных доходов.
Юрий ШПАКОВ, Берлин