Время новостей
     N°60, 06 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.04.2007
Слепили из того, что было
Национальная реликвия Франции оказалась подделкой
Судебный врач Филипп Шарлье утверждает, что мощи святой Жанны д'Арк были сфальсифицированы в XIX веке. Как сообщает сайт журнала Nature, медику удалось доказать, что вместо костей легендарной француженки в музее города Шинона лежали остатки древнеегипетской мумии -- ребро и полуистлевшие куски льняной ткани. Кроме того, неизвестный мошенник, сфабриковавший эту реликвию в середине позапрошлого века, для пущего правдоподобия добавил к псевдомощам обуглившиеся куски дерева и даже бедренную кость кошки (в средние века в костер, на котором сжигали ведьм, часто кидали черного кота).

Подобного вердикта, пожалуй, следовало ожидать: слишком уж невероятной была история «чудесного обретения» мощей святой Жанны. Если верить историкам, тело Орлеанской девы, возглавлявшей французскую армию в самый тяжелый период Столетней войны, тщательно уничтожили. Обвиненную в ереси Жанну казнили в 1431 году в Руане. Однако в данном случае аутодафе значительно отличалось от стандартной процедуры: девушку привязали к столбу и трижды сожгли на костре. Жанна умерла еще при первой казни, но ее полуобгоревшие останки заново положили в костер, чтобы окончательно уничтожить «еретичку». Но чтобы превратить тело в золу, потребовалось разжигать огонь еще раз. Золу, оставшуюся после троекратной кремации, по преданию, сбросили в Сену.

Тем не менее в XIX веке, когда во Франции на волне патриотического подъема вспомнили о своей полузабытой героине, тело Жанны д'Арк было неожиданно обнаружено. В 1867 году на чердаке одной из парижских аптек отыскалась банка с надписью «Останки, найденные на месте казни Жанны д'Арк, Орлеанской девы». В то время проверять аутентичность мощей не стали (впрочем, и не было тогда у ученых необходимых технологий). Сомнительная находка способствовала укреплению легенды о святой Жанне-воительнице, спасшей Францию от англичан и облыжно обвиненной в ереси. Бороться с национальной гордостью ради какой-то мифической «научной истины» в тот момент никто и не собирался.

Лишь в прошлом году группа экспертов под руководством доктора Шарлье получила разрешение исследовать эти мощи. Реликвия была подвергнута тщательным экспертизам: проверялись и физические свойства останков, и их химический состав. Шарлье привлек даже специалистов по запахам из ведущих парфюмерных фирм Сильвена Делакура и Жана-Мишеля Дюрье, чтобы те определили, чем пахнут кости. После нескольких месяцев работ выяснилось, что содержимое найденной на чердаке банки никаким боком не связано с трагическими событиями XV века.

Радиоуглеродный анализ показал, что реберная кость датируется III--VI веками нашей эры. Более того, человек, которому она принадлежала, не был сожжен на костре. Черный налет, который принимали за следы огня, оказался смесью минеральных и растительных веществ, в число которых входили, в частности, сосновая смола и битум. По мнению Шарлье, это остатки бальзамирующих веществ, которые использовались для мумификации мертвых в Египте. Большое сомнение вызвало и наличие сосновой пыльцы среди мощей: в Нормандии в эпоху Жанны д'Арк эти деревья просто не росли. Кусок льняной ткани, по-видимому, является частью савана мумии (переплетения нитей характерны для Древнего Египта). А запах ванили, тянувшийся от поддельных мощей, был сочтен следствием медленного разложения тканей египтянина. По словам Филиппа Шарлье, это вполне естественный эффект для мумии, но не для сгоревшего тела.

Анонимному фальсификатору XIX века, по-видимому, не составило большого труда подделать исторические мощи. В то время мумии в Европе использовались для изготовления лекарств и были вполне доступны любому аптекарю. Так что мошенник просто взял обломок древнего практически разложившегося и почерневшего трупа, добавил к нему кошачью кость и получил практически готовые мощи. Впрочем, не исключено, что у жулика были не только меркантильные, но и патриотические мотивы, и он вполне осознанно работал на создание французского культа Орлеанской девы. Впрочем, отметим, что разоблачение фальшивки, сделанное группой Шарлье, вряд ли скажется на популярности Жанны д'Арк: деяния мелкого потрошителя мумий не смогут повредить памяти о подвигах девы-воительницы.

Михаил МАНСКОЙ