|
|
N°59, 05 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не учли законы физики
При строительстве ускорителя произошла авария из-за ошибки в расчетах
Сроки завершения строительства крупнейшей установки для физических экспериментов -- большого адронного коллайдера в Женеве -- оказались под угрозой. Европейский центр ядерных исследований (ЦЕРН) объявил, что 27 марта во время тестирования частично разрушился один из магнитов ускорителя. Комиссия в течение недели выяснила, что опора не смогла выдержать продольных напряжений, возникших при совместной работе трех магнитов в условиях повышенного давления. Фирма-разработчик устройства -- американская Национальная лаборатория ускорителей Ферми (Fermilab) -- грустно заявила, что просто упустила из виду эту проблему и не проверяла устойчивость системы в подобных условиях.
Это стало самой крупной аварией за весь период строительства коллайдера. Причем эта неприятность произошла всего за несколько месяцев до окончания строительства -- ускоритель собирались сдать в ноябре 2007 года. Теперь требуется ремонт поврежденного магнита, из-за чего сроки достройки долгожданного ускорителя могут отодвинуться еще на несколько месяцев. Для физиков это крайне огорчительно, поскольку научное сообщество возлагает на БАК очень большие надежды: уникальный ускоритель может дать ответы на ряд вопросов о физическом устройстве нашего мира, которые невозможно получить на установках меньшего размера.
Большой адронный коллайдер должен был стать главным опытным полигоном для физиков, изучающих поведение элементарных частиц. Он представляет собой гигантское кольцо, собранное в подземном тоннеле длиной 27 километров, который лежит под приграничными территориями Франции и Швейцарии. Коллайдер расположен на глубине от 50 до 150 метров, по его длине располагается около 1700 магнитов, разгоняющих элементарные частицы (адроны) до сумасшедших скоростей. Цель этой установки, как и остальных ускорителей, достаточно проста -- требуется столкнуть несущиеся частицы «лбами» и посмотреть, что получится при этом адронном ДТП.
Проектирование этой суперустановки началось еще в 90-х годах. Для строительства БАК решено было демонтировать наскучивший физикам большой электронно-позитронный коллайдер, построенный в 1989 году в этом же подземном кольце. В течение нескольких лет начинка тоннеля постепенно заменялась на более мощную, устанавливались регистрирующие устройства, огромные холодильники, которые должны были понижать температуру в рабочих зонах почти до абсолютного нуля, мощные сверхпроводящие магниты. На все это страны-участницы проекта должны были потратить около 1,8 млрд долларов.
Разработчики злополучного магнита сейчас буквально рвут на себе волосы: ведь авария произошла не из-за каких-либо недочетов при сборке или установке, а и из-за банального просчета проектировщиков. Директор Fermilab Пьер Оддон, посыпая голову пеплом, в своем публичном заявлении не стеснялся резких выражений. «В прошлый вторник мы сели в лужу на виду всего мира», -- написал месье Оддон. «Мы ошарашены тем, что упустили из виду очень простое соотношение сил», -- каялся руководитель Fermilab. Сейчас разработчики вместе с ЦЕРН пытаются понять, как быстро можно исправить неожиданную проблему. В связи с этим пресс-секретарь центра Джеймс Джиллиз отметил, что пока нельзя утверждать, уложится ли строительство коллайдера в запланированный график.
Владимир ДЗАГУТО