|
|
N°60, 06 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гибкость нарушителей
«Макларен» попытался уличить главных конкурентов
Технический прогресс в «Формуле-1» бесконечен и непредсказуем, ибо неисчерпаем человеческий гений. Когда вроде бы кажется, что все возможности дальнейшего улучшения техники иссякли, находится "умник", предлагающий совершенно новый подход к тривиальным деталям. И детали начинают работать хоть немножко, но по-другому, раскрывая скрытый потенциал всего механизма. Но оказывается, что изобрести что-нибудь новое -- это лишь полдела: намного сложнее уместить изобретение в прокрустово ложе технического регламента, за строгим соблюдением которого наблюдают не только облаченные властью технические делегаты от ФИА, но и с еще большим вниманием конкуренты. Прошла всего одна гонка только что стартовавшего чемпионата «Формулы-1», а до второго этапа Гран-при Малайзии уже успели появиться первые подозреваемые в нарушении регламента.
К «гибким крыльям» и демпферам, наделавшим столько шума в прошлом сезоне, на этот раз добавилось «гибкое днище». Причем засечь нарушителей удалось опять-таки соперникам, что в Королевских гонках стало обычным явлением. В число подозреваемых попали «Феррари» и «БМВ-Заубер», чьи машины в Мельбурне действительно поразили своими скоростными качествами. Секрет их превосходства раскрылся через несколько дней в письме, направленном в ФИА главным инженером команды «Макларен» Педди Лоувом. Нет, это был не обычный в таких случаях протест на использование незаконных элементы конструкции, а... просьба разъяснить, можно ли использовать аналогичное устройство на своих автомобилях. В письме, подкрепленном схемой, подробно разъяснялось, как работает «гибкое днище». Хитрость относительной новинки («Феррари» опробовала ее еще на последнем этапе прошлого чемпионата) заключается в креплении днища болида к корпусу монокока специальными пружинами. Такое крепление позволяет пройти обязательный тест ФИА на гибкость, ограничивающий подвижность днища в пределах 5 мм при нагрузке в 500 ньютонов. Но при максимальной скорости давление на нижние элементы болида превышает нормативы теста, и днище начинает «работать» -- прогибаясь, оно улучшает аэродинамику, позволяя развивать большую скорость и стабильнее проходить повороты.
Хотя в письме напрямую не упоминались команды, «подпружинившие» днища машин, главными объектами внимания стали самые быстрые машины первой гонки. Ни в «Феррари», ни в BMW не стали как-то комментировать обвинения в нелегитимности, сославшись на проверки техники делегатами ФИА перед и после гонки, не выявившими никаких нарушений. Если учесть, что только две команды -- «Агури Сузуки» и «Уильямс» -- открыто заявили, что не использовали хитрое крепление, то можно предположить -- с трудностями при тщательной проверке столкнутся не только «Феррари» и BMW. Хотя федерация не будет подвергать санкциям задним числом те конюшни, которые уже воспользовались новшеством, но в дальнейшем более строго отнесется к проведению теста. В ответном письме Чарли Уайтинга, главы технического комитета ФИА, разъясняется, что в будущем процедура проведения измерения гибкости днища должна проводиться «без устройств, вмонтированных в болид с целью обеспечения норм теста». Это значит, что пружинная подвеска должна быть демонтирована.
Почему же в «Макларене» не пошли тем же путем, что и их конкуренты, а предпочли «настучать», хоть и не совсем обычным способом? Возможно, конструкторы английской команды слишком поздно узнали о разработках «Феррари», когда работы над новым шасси уже вступили в завершающую стадию, и внедрение сложного элемента без дополнительных исследований увеличивало риск не успеть подготовить команду к началу сезона. Или конструктивные особенности машины не позволяли полностью использовать те преимущества, что проявлялись на болидах других команд. Во всяком случае руководство «Макларена» предпочло поступить по принципу «и сам не там, и другому не дам», чем смиренно следить за техническими успехами других.
Теперь «Феррари», BMW, а возможно, и кому-то еще срочно потребуется пусть незначительные, но изменения в конструкции, что, естественно, никому еще на пользу не шло. Трудно оценить, какие доли секунд позволяло выигрывать «гибкое днище» и насколько медленнее без него станут машины этих команд. Но психологическое преимущество теперь на стороне команды из Гроува. В любом случае даже если пилоты скудерии вновь окажутся быстрее гонщиков «Серебряных стрел», их шеф Рон Деннис может считать себя победителем. Ведь в конце концов он способствует прогрессу «Формулы-1» -- изобретательный гений обязательно придумает что-нибудь новенькое, еще более хитрое, интересное и совершенное.
Дмитрий СИТНИК