В нынешнем конкурсе «Золотой маски» пять спектаклей, числящихся по ведомству современного танца. Два танцмонолога («Несоло» Владимира Голубева и «Одри» Марии Грейф) и три «многонаселенных» представления. «Альфа-Чайку» Саши Пепеляева (московско-таллинский проект «Аппаратус») предъявили публике в самом начале феста (
об этой достаточно жесткой и вызывающей танцтрактовке чеховской пьесы было рассказано после ее премьеры;. Спектакли «Она едет на велосипеде» (сделан Еленой Прокопьевой, сибирячкой, несколько лет назад перебравшейся в Питер и там заново создавшей труппу под фирменным названием «Крепостной балет») и «Выше неба» екатеринбуржца Сергея Смирнова сыграли в начале недели.
«Она едет на велосипеде» -- повествование о младенчестве, детстве и юности, нечто вроде лирических мемуаров. Главная героиня объезжает сцену на трехколесном велосипедике не раз и не два: это позвякивающее средство передвижения долго обеспечивает ей позицию наблюдателя. Вокруг течет жизнь реальная, в которой две подружки одолевают поношенных молодых людей, и стрекочет кинопроектором жизнь придуманная: парочка из немого кино (джентльмен, явно рисующий себя с персонажа Джигарханяна в «Здравствуйте, я ваша тетя», и дама, манерная и изогнутая настолько, что роль следовало бы отдать Ренате Литвиновой) бурно выясняет отношения, начиная с аристократического подсыпания яда в рюмку и, после того как яд не сработал, переходя к банальному скандалу. Героиня смотрит на окружающих детским радостным взглядом (чуть вытаращенные глаза и глуповатая улыбка) и крутит, крутит педали. Когда она надумает расстаться с детством и влипнуть в нескончаемый дуэт с нарциссическим молодым человеком, велосипед будет вышвырнут; но после тяжких метаний, страданий, повисаний в неудобных поддержках головой вниз, после того, как героиня поймет, что юноша, то и дело оставляющий ее в позе завязанной в узел лягушки, ей не пара -- трехколесное чудо вновь появляется на сцене. Велосипед подкатит другой молодой человек -- тот, что сможет девушку понять и оценить.
Занятно, что Прокопьева -- единственная из всех сочинителей современного танца, присутствующая в списке номинантов и лично, как балетмейстер (тут номинация общая с классическим балетом, Прокопьева соревнуется с Ратманским, Лакоттом, Сигаловой, Симоновым и Гелбером), а не только «за спектакль». Должно быть, экспертному совету понравился именно головоломный дуэт.
Что понравилось в сочинении Сергея Смирнова, неизвестно. «Выше неба» -- повесть из провинциальной жизни, где бабы носят белоснежные балетные юбки (высокая душа), но прикрывают их серыми мужскими рубашками (тяжкая повседневность). На пять мощных и агрессивных дам -- двое мужиков, один покрепче, другой похлипче. Тетки мужиками полностью управляют (одна держит за одну ногу, другая за другую, третья и четвертая за руки -- и так разворачивают в пространстве, как куклу-марионетку), таскают на себе, но одновременно и страдают по ним, отойдя этак на пару шагов. Глобальная настойчивость дам заставляет мужчин сосредоточиться друг на друге, что оказывается для женщин неприятным сюрпризом; впрочем, сам Смирнов полагает, что речь идет о поиске истины, а не сексуальной ориентации.
Челябинские монологи (Голубев и Грейф вылетели из-под крыла Ольги Поны; любопытно посмотреть, как трансформируются привычки, излюбленные темы и ходы учительницы в текстах учеников) сыграют в Центре Мейерхольда в понедельник. На том показы «лучших спектаклей современного танца» и завершатся.