|
|
N°59, 05 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Химия и жизнь
Представителей наркоконтроля обвинили в попытке узурпации рынка реактивов
Новое продолжение получило вчера так называемое «дело химиков», которое объединяет уже ряд расследований, начатых Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) против химпредприятий. Последним полицейские ставят в вину незаконный сбыт сильнодействующих веществ, полагая, что бизнесмены, занятые оптовой торговлей химпрепаратами, снабжают сырьем производителей наркотиков. Сами преследуемые на это отвечают, что наркоконтроль начал новую кампанию (как ранее против ветеринаров и врачей), пытаясь имитировать активную работу за счет преследования законопослушных граждан. Вчера по этой теме одновременно состоялось две пресс-конференции.
Руководство столичного ОАО «Софэкс», с которого началась вся эпопея «дела химиков» и над которым вскоре должен начаться суд, в Интерфаксе вместе с руководителями других преследуемых химпредприятий, депутатами Госдумы, учеными-химиками и правозащитниками рассказали, что, по их мнению, на самом деле стоит за интересом наркоконтроля к «химическому бизнесу». Они заявили, что сотрудники ФСКН под угрозой уголовного преследования химиков фактически пытаются взять рынок под контроль, в том числе и финансовый. При этом на пресс-конференции были названы конкретные сотрудники наркоконтроля, якобы пытавшиеся вымогать деньги у бизнесменов, диктовать им свои условия и даже предлагавшие сделки по поставкам прекурсоров (веществ, используемых при производстве наркотиков) в регионы, где наркотики традиционно производятся.
Руководство ФСКН в то же время, отчитываясь в агентстве РИА Новости «о некоторых аспектах оперативно-служебной и профилактической деятельности» службы за первый квартал 2007 года, отметило, что «дело химиков» чрезмерно «раздуто».
Начало «делу химиков» положило в октябре прошлого года сообщение московского УФСКН о разоблачении преступной группы, в которую входили руководители «Софэкс» и которая занималась сбытом в промышленных масштабах «сильнодействующего вещества этиловый эфир, также известного как медицинский эфир, без оформления соответствующих лицензий». Полицейские сообщали, что незаконной торговлей эфиром фирма занималась аж с 1999 года, а в помещениях «Софэкс» изъято 8 т этого вещества, из которого «можно было изготовить около 1 т различных синтетических наркотиков, что составляет примерно 10 млн доз». По версии ФСКН, фирма поставляла злополучный эфир десяткам юрлиц по всей стране, «которые в свою очередь сбывали это средство производителям наркотиков», в том числе и «с использованием подставных фирм-однодневок». А вышли полицейские на «Софэкс» в рамках расследования дела некоего гражданина Шуликова, который производил синтетический наркотик метадон как раз с помощью этилового эфира, закупленного в этой фирме. В результате по обвинению в торговле сильнодействующими веществами и отмывании средств, полученных от этой торговли, были арестованы гендиректор ОАО «Софэкс» Алексей Процкий и гендиректор дочерней структуры ООО «Софэкс-Химзащита» Яна Яковлева. Недавно дело было передано в суд, но тот обвиняемых отпустил под подписку, а материалы вернул следствию на исправление ошибок.
Вчера глава департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов, вкратце изложив суть «дела химиков», отметил, что шумиха вокруг него «похожа на балаган» и оно«выеденного яйца не стоит». Хотя в последнее время другие руководители ФСКН, наоборот, это дело особо отмечали. Так, недавно замдиректора ФСКН Владимир Зубрин сделал специальное заявление по «делу химиков», отметив, что действия обвиняемых и их адвокатов ни много ни мало дискредитируют органы ФСКН. А руководство московского УФСКН потом отдельно выступило, сообщив, что готовит иски к «Софэкс» о защите чести и достоинства.
Бизнесмены, однако, исков не испугались. Глава «Софэкс» Алексей Процкий вчера привел свою версию конфликта с наркоконтролем, отметив, что у нее есть много свидетелей, в том числе один сотрудник ФСБ. По его словам, в начале 2005 года к ним в фирму пришли два представителя московского УФСКН -- глава Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков (СКЛОН) г-н Елисаветченко и его заместитель г-н Фомин. Они сообщили, что теперь должны контролировать оборот прекурсоров (до создания ФСКН этим занималось МВД), и предложили сотрудничество, детали которого оговаривались, по заявлению г-на Процкого, с Фоминым. Он же предложил работать «Софэкс» только с теми покупателями и поставщиками химикатов, которых он укажет, и согласовывать с ним ценовую политику -- так, чтобы, по словам г-на Процкого, образовалась маржа, которую надо будет отдавать наличными. Бизнесмены сказали, что не смогут обналичивать деньги, но г-н Фомин, как вчера было объявлено, сказал, что тогда деньги надо перечислять на счета указанных фирм. Некоторое время «Софэкс» работал в сотрудничестве с представителями СКЛОН. Но потом г-н Фомин, как сообщил г-н Процкий, попросил организовать сделку по поставке уксусного ангидрида, который, возможно, надо будет отправить в Таджикистан. Г-н Процкий, понимая, что это означает (уксусный ангидрид необходим при переработке опия в героин), по его словам, тогда просто испугался и отказался «сотрудничать» с полицейским. А вскоре после этого в фирме и начались обыски и аресты.
Что касается самого дела против «Софэкс», то сам г-н Процкий, его адвокат Евгений Черноусов, призванный в качестве эксперта доктор химических наук Лев Федоров и депутат Госдумы Владимир Рыжков, также занимающийся этой историей, вчера прямо заявили, что дело было откровенно сфабриковано с помощью подмены понятий и фактов. По их словам, в основу обвинения УФСКН положил то, что у фирмы не было лицензии на фармацевтическую деятельность. Однако, как отметили гг. Процкий и Черноусов, эта лицензия нужна лишь при использовании медицинского эфира и именно в фармацевтических целях, тогда как фирма работала с этиловым эфиром (эти вещества сходные, но отличаются степенью очистки) -- веществом промышленного назначения и имела дело только с промышленными предприятиями. Лицензии на работу в этой области дают другие ведомства (МЭРТ, «Ростехнадзор» и т.д.), и все они (более 15 разрешений и лицензий), как отметил г-н Процикй, у них имеются. Все доводы ФСКН -- про подставные фирмы, связь с наркодельцом Шуликовым, производство метадона -- они назвали ложью и бредом. По словам г-на Черноусова, в материалах уголовного дела ничего подобного нет, а масштабы якобы незаконного сбыта эфира полицейские рассчитали, просто изъяв в компании официальную бухгалтерию. Доктор Федоров же заявил: «То, что говорят в ФСКН о производстве метадона из этилового эфира -- бред. Это невозможно по законам химии -- из этилового эфира, любого его количества, нельзя даже грамма наркотика произвести. Это промышленный растворитель. Да, эфир можно использовать при обработке героинового и кокаинового сырья, но об этом речь и не идет».
Аналогичные истории о проблемах с ФСКН рассказали также представители еще двух фирм -- ТД «Славянка» и ООО «Капиталхим». После чего все выступавшие дружно огласили вывод -- действия ФСКН полностью незаконны, и в память о прежних скандалах с ветеринарами и врачами возникает вопрос вообще о целесообразности этой службы. «ФСКН была создана на месте налоговой полиции, которую, собственно, и ликвидировали из-за того, что ее сотрудники погрязли в коррупции, -- отметил депутат Рыжков. -- В новой структуре, как видно, эти навыки сохранились».
Алексей ГРИШИН