|
|
N°229, 14 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только «Черному коту» и не везет
Экстримисты штурмовали индийский парламент под видом спецназа
Индия шокирована. Такого дерзкого нападения на представителей политической элиты не было с 1984 года, когда убили Индиру Ганди. Вчера многие видные индийские политики оказались в буквальном смысле на волосок от смерти, когда группа вооруженных террористов атаковала национальный парламент в Дели. Пока снаружи гремели взрывы и звучали выстрелы, министр внутренних дел Адвани, вице-президент Кришан Кант, лидер оппозиции Соня Ганди, министр обороны и более 200 парламентариев оказались отрезанными от внешнего мира внутри здания более чем на полчаса. Больше всех повезло вице-президенту Канту, замешкавшемуся с выходом из парламента на пару минут, -- судя по всему, террористы точно рассчитали время и надеялись расстрелять его на открытом воздухе при посадке в лимузин. В ходе ожесточенной перестрелки шестерка террористов убила парламентского садовника и пятерых полицейских, среди которых была одна женщина.
Террористы проникли на территорию парламента по поддельным пропускам и в форме бойцов элитного спецподразделения «Черные коты». Гладко выбритые и подтянутые юноши в униформе индийского спецназа уверенно проехали через внешнее ограждение на белой легковой машине Ambassador с красной мигалкой и сиреной. Никаких подозрений у охраны не возникло -- на таких машинах ездят многие депутаты и их телохранители, к тому же на ветровом стекле красовались необходимые пропуска парламента и МВД. Лишь у входа в здание полиция наконец заметила, что приехавшие «спецназовцы» нарушили запрет на ношение оружия на территории комплекса. Террористы выпрыгнули из машины, один из них немедленно подорвал спрятанное на теле взрывное устройство, оставшиеся разделились две группы и побежали к разным входам в здание. В результате начавшейся перестрелки все террористы были убиты.
Прибывшие на место происшествия военные и настоящие «черные коты» обнаружили гранаты китайского производства, автоматы АК-47 и взрывное устройство из гексогена, которое обезвредили часом позже путем подрыва, вновь переполошив обитателей парламентского комплекса.
Хотя никто не взял ответственность за теракт, подозрения, естественно, легли на кашмирских сепаратистов, ведущих затяжную войну против армии и правительства. Два месяца назад очень похожие события разыгрались у законодательного собрания штата Джамму и Кашмир в городе Шринагар -- тогда боевик-самоубийца взорвал у входа начиненный взрывчаткой автомобиль, а его одетые в полицейскую форму сообщники ворвались в здание и открыли огонь по охране. Тогда погибли 29 человек. Ответственность за теракт поначалу взяла на себя одна из радикальных исламских группировок, но чуть позже отказалась от этого заявления. Вчера сепаратисты немедленно заявили о своей непричастности и попытались свалить вину на индийские спецслужбы, которые, дескать, устроили все это сами для «дискредитации кашмирских борцов за свободу».
Индийским спецслужбам достанется от чиновников, но не за организацию «заговора», а за халатность и разгильдяйство. Тем более что незадолго до нападения поступали предупреждения о том, что после разгрома «Талибана» террористическая активность может переместиться на территорию Индии. Что же касается поиска виноватых, то на их роль у властей нет иных кандидатов кроме кашмирских боевиков.
Вчера премьер Ваджпаи сказал нации: «Битва с терроризмом вошла в заключительную стадию, мы будем вести решительную борьбу до конца». Его поддержал министр обороны Фернандес, заявивший, что террористы «перешли черту» и необходимо скорее решить эту проблему. Практической формой реализации этой угрозы может стать удар индийской армии по лагерям кашмирских террористов на территории Пакистана, являющегося, как известно, ядерной державой и союзником США по борьбе с терроризмом. В общем, Дели стоит перед сложнейшей дилеммой -- дальнейшее бездействие грозит политикам потерей лица, тогда как активные действия могут взорвать хрупкое равновесие в масштабе всего региона.
Александр ЛОМАНОВ