Вчера самый отдаленный регион России -- Чукотку -- посетили сразу два высокопоставленных гостя. Первый -- премьер-министр Михаил Фрадков. Второй --
губернатор Чукотского автономного округа, постоянно проживающий в Лондоне, Роман Абрамович.
Глава правительства оказался первым в истории России чиновником такого ранга, посетившим Чукотку. Губернатор Абрамович, как известно, -- первый официальный миллиардер, руководящий субъектом федерации.
Что, кстати, явно пошло региону на пользу. Команда, собранная г-ном Абрамовичем на Чукотке, где он появляется, как говорится, только "по большим праздникам", сумела за шесть лет превратить регион из глубоко депрессивного в место, где по крайней мере тоже можно жить. Достаточно сказать, что с 2001 года валовой региональный продукт вырос в 3,2 раза, среднедушевые доходы населения -- в 5,2 раза, а доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 50,1 до 19,5%.
Одним словом, недаром власти Чукотки не раз удостаивались похвалы на различных совещаниях под председательством и президента, и премьера. Не далее как на прошлой неделе на заседании возглавляемой г-ном Фрадковым госкомиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья несколько добрых слов в адрес руководства Чукотки сказал глава Минэкономразвития Герман Греф. Он хвалил подчиненных Романа Абрамовича за грамотное и максимально деловое участие в подготовке Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. При этом сам г-н Абрамович осуществляет только общее руководство, поскольку, по его собственному вчерашнему признанию, в чукотской проблематике он не большой специалист.
Вчера сопровождающие премьера журналисты попытались было разузнать у Романа Абрамовича подробности стратегии развития региона. Но не тут-то было. Губернатор не стал изменять самому себе и заявил, что интервью не дает. "Даже по чукотской тематике?" -- спросили журналисты. "Вам специалисты все расскажут", -- перевел стрелки г-н Абрамович. "А вы себя специалистом не считаете?" -- не унимались корреспонденты. "Не-а", -- сказал с улыбкой губернатор.
На совещании, прошедшем в новом аэропорту Анадыря, Михаил Фрадков также нахваливал местные власти. "За последние годы очень много сделано руководством автономного округа, персонально губернатором, его слаженной командой. Налицо заметные преобразования," -- сказал глава правительства.
Впрочем, судя по одобренному по итогам совещания проекту стратегии развития Чукотки до 2020 года, дальше преобразований будет куда больше. Премьер поддержал самый амбициозный вариант стратегии, предусматривающий повышение экономической активности в регионе за счет значительного увеличения добычи полезных ископаемых, прежде всего золота. В 2008 и 2010 годах запланировано введение в строй двух месторождений мирового уровня "Купол" и "Майское", запасы каждого из которых оцениваются более чем в 200 тонн золота. Месторождения разрабатывают крупные иностранные инвесторы. "Купол" (объем добычи 19 тонн в год) -- канадская Kinross, "Майское" (8 тонн в год) -- британская с российскими совладельцами Highland Gold.
Именно этот вариант, по данным экономистов, позволит рассчитывать на почти трехкратное увеличение среднедушевых доходов населения и существенный рост налоговых платежей в бюджетную систему России.
"Этот вариант кажется на первый взгляд из разряда фантастических, так как надо не только деньги вкладывать, но и привлекать бизнес. Но опыт организации такой работы на Чукотке есть", -- заявил г-н Фрадков журналистам. Впрочем, и денег руководство Чукотки предполагает вложить немало -- 106 млрд руб. до 2020 года (видимо, столько работать губернатором и Роману Абрамовичу, чью просьбу об отставке, поданную в конце прошлого года, отклонил президент) при равной доле инвестиций государственного и частного капитала. Г-н Фрадков счел, что бюджет вполне сможет потянуть 53 млрд за 12 лет. На первом этапе часть средств будет выделена в рамках разрабатываемой ныне федеральной целевой программы, а также из средств инвестиционного фонда.
Начать реализовывать наполеоновские планы Михаил Фрадков предложил с решения транспортной проблемы. На Чукотке всего около 600 км дорог с твердым покрытием. При этом они не имеют связи с остальной территорией России. А единственным круглогодичным видом транспорта является воздушный (предполагается, в частности, активнее развивать малую авиацию).
Проблемы энергетики на Чукотке сегодня не так остры. Вырабатываемой в регионе энергии хватает для местных нужд с излишком. Из-за нехватки потребителей электростанции, в том числе Билибинская АЭС, даже вынуждены работать не на полную мощность (энергосистема Чукотки замкнутая, поставки электроэнергии в другие регионы невозможны). Однако проблема в том, что при реализации заявленных социально-экономических проектов потребление энергии резко возрастет, а ряд устаревших энергомощностей предполагается вывести из эксплуатации. Впрочем, Чукотка без электроэнергии точно не останется. «Росатом» намерен не только продлить ресурс Билибинской АЭС, но и "подогнать" через несколько лет к чукотским берегам плавучую АЭС.
Первый гость Чукотки -- премьер Михаил Фрадков -- улетел из Анадыря в Петропавловск-Камчатский, где сегодня продолжит дальневосточное турне, около 10 вечера по местному времени. Второй -- губернатор Роман Абрамович -- примерно полчаса спустя. Видимо, в Лондон.