В очередной схватке министров экономического блока -- Алексея Кудрина и Германа Грефа, --поспоривших о путях сохранения высоких темпов прироста ВВП и роли госинвестиций, как обычно, не победил никто. Впрочем, возможно, «ничья» зафиксирована лишь потому, что никто никого и не слушал. Министры разошлись не только во взглядах, но и во времени выступления на ежегодной конференции Высшей школы экономики.
Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что экономический рост возможен только там, где нет «популистских заявлений о необходимости строить дороги и повышать благосостояние народа». Тезис о необходимости государственных институтов развития, по его мнению, опровергается результатами прошлого года, когда ни один из них еще не работал, а приток инвестиций оказался рекордным для России. В ответ министр экономического развития Герман Греф предложил назначать последователей данной идеологии мэрами городов, после чего не давать им денег на ремонт дорог и канализации, чтобы они на практике доказывали свои теории. А госинвестиции защитил не менее жестко, чем его оппонент их критиковал: «Можно любить госинвестиции, можно не любить, но они нужны точно так же, как есть, пить и заниматься спортом».
Полемика была заочной. Во время выступления г-на Кудрина г-н Греф в зале еще не появился, а к тому времени, когда начал выступать министр экономического развития, министр финансов уже ушел на встречу с министром торговли США Карлосом Гутьерресом. А потому Алексей Кудрин даже не узнал, что у г-на Грефа появился союзник -- глава Счетной палаты Сергей Степашин. Впрочем, спор смело можно отнести к разряду теоретических. Решения о том, каким способом и на какие цели будут тратиться немалые государственные деньги, принимаются на ином уровне.
По мнению г-на Кудрина, вместо того, чтобы инвестировать бюджетные деньги, правительству следует сосредоточиться на развитии банковской системы. Только отсутствие дешевых кредитов на долгий срок мешает увеличению потока инвестиций. «Стимулирование населения к сбережениям в банках -- одна из важнейших функций правительства по увеличению инвестиций», -- заявил он. Основа долгосрочного экономического роста -- это низкая инфляция, стабильный валютный курс и низкие процентные ставки, убежден министр финансов. Все это в России уже есть, поэтому теперь как никогда следует заняться сбережением госденег на черный день. По расчетам Алексея Кудрина, при резком снижении цен на нефть дефицит бюджета начнется уже в 2011 году, при постепенном -- к 2014-му. Даже при самых высоких ценах дефицит все равно начнется, но только к 2034 году. Впрочем, напугав всех собравшихся, г-н Кудрин признал, что в этих расчетах не учитываются деньги, накопленные в стабфонде.
Герман Греф в своем выступлении напомнил, что в прошлом году глава финансового ведомства пугал, что рост госинвестиций приведет к всплеску инфляции. «Однако уровень госрасходов вырос, а инфляция снизилась», -- констатировал министр экономического развития. Он отметил также, что не оправдались прогнозы аналитиков насчет массового оттока капитала в связи с валютной либерализацией. Напротив, в прошлом году был значительный чистый приток капитала, напомнил министр. И вообще, со вздохом признал он, участвовать в дискуссиях на таком уровне ему не слишком интересно.
Зато интересно оказалось не так часто излагающему свои макроэкономические воззрения Сергею Степашину.
«Зачем мы вкладываем и без того небольшой запас ликвидности в дешевеющий доллар?.. Хорошо еще не сжигаем», -- задал глава Счетной палаты риторический вопрос залу. И сам ответил на этот вопрос: «Я понимаю Кудрина как министра финансов, но не бюджет должен определять экономическую стратегию страны. Он должен ее поддерживать».
Да и опора на частные инвестиции кажется г-ну Степашину не слишком надежной. «Наши собственники плохо справляются с крупными проектами», -- заявил он, правда, конкретных примеров не привел. Герман Греф в свою очередь отметил, что без государственных инвестиций Россия потеряет некоторые важные сектора экономики.
Доказывая свою точку зрения, он даже перешел к медицинским аллегориям в стиле ныне ушедшего в непримиримую оппозицию Кремлю и переехавшего в Вашингтон бывшего президентского советника по экономике Андрея Илларионова. «Бурные дискуссии, что важнее -- привлекать частные инвестиции, поддерживать макроэкономические пропорции или развивать институты развития, напоминают мне спор психиатра с кардиологом, что важнее для организма -- психическое здоровье или хорошее кровообращение», -- сказал Герман Греф. Этот спор, очевидно, он считает неуместным.