|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отнять и поделить
«АвтоВАЗ» разрывает сотрудничество с «Прайсвотерхаускуперс Аудит» и дробит акции
«АвтоВАЗ» объявил вчера дату годового собрания -- 26 мая -- и раскрыл некоторые детали его проведения. В частности, совет директоров рекомендует акционерам поменять аудитора: вместо недавно осужденного по делу ЮКОСа «Прайсвотерхаускуперс Аудит», с которым завод сотрудничал с 1995 года, утвердить аудитором на 2007 год «Эрнст энд Янг». На предприятии официально объясняют, что это решение принято по итогам конкурса, в котором наряду с «Эрнст энд Янг» и «Прайсвотерхаускуперс» участвовал еще «Делойт и Туш». Впрочем, пресс-секретарь председателя совета директоров Иван Скрыльник заявил «Времени новостей», что «это абсолютно не связано с судебными тяжбами «Прайсвотерхаускуперс» по делу ЮКОСа».
Совет директоров также рекомендует владельцам автозавода провести дробление акций, которые сейчас имеют номинал 500 руб. Вчера в РТС обыкновенные акции продавались по 116,8 долл., привилегированные -- по 54 долл. Источники на «АвтоВАЗе» говорят о том, что сплит будет проведен с коэффициентом 1:100. Официально это объясняется намерением повысить ликвидность акций «для обеспечения роста инвестиционной привлекательности «АвтоВАЗа». Впрочем, эксперты сомневаются, что «АвтоВАЗ» преследует только эту цель. Не исключено, что таким образом «Рособоронэкспорт», контролирующий компанию, пытается затруднить консолидацию сколько-нибудь значимого пакета миноритарными акционерами. Кроме того, как считают аналитики, бумаги более мелкого номинала будет проще обменять на принадлежащие физическим лицам акции компаний -- владельцев «АвтоВАЗа».
До прихода «Рособоронэкспорта» в качестве управляющей структуры на предприятие в конце 2005 года структура акционерного капитала «АвтоВАЗа» была весьма запутанной и основывалась на схеме перекрестного владения акциями предприятия его «дочками». На тот момент основными акционерами автозавода были ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (ЦО АФК, 26% акций), ОАО "Автомобильный всероссийский альянс" (AVVA, 38,4% акций) и ЗАО "Инвестиционно-финансовая компания" (ИФК, около 3% предприятия). В свою очередь «АвтоВАЗу» принадлежало 49% в АФК, 85,9% -- в AVVA и 51% -- в ИФК. Впрочем, две недели назад «Рособоронэкспорт» и Тroika Сapital Рartners объявили, что они приобрели на паритетных началах обыкновенные акции «АвтоВАЗа» и акции его дочерних структур и после корпоративных процедур будут владеть 75% плюс одна голосующая акция. Тroika Сapital Рartners покупала акции в том числе в интересах частных инвесторов, которые не называются.
Какой объем акций «АвтоВАЗа» находится в свободном обращении, ни предприятие, ни его финансовый партнер не раскрывают. Источник на рынке уверяет, что во время консолидации контроля над акциями предприятия значительная их доля была скуплена на рынке. Косвенно это подтверждается тем, что акции компании росли в цене в течение всего прошлого года (в итоге поднялись в среднем на 60%). Поэтому можно предположить, что после дробления акций часть их постепенно, по мере консолидации акций «АвтоВАЗа» из других источников, может быть возвращена на рынок. По сведениям аналитика ИГ «Проспект» Дмитрия Кипа, «на данный момент партнерам «АвтоВАЗа» удалось собрать лишь около 4% AVVA, еще около 10% бумаг находятся на счетах неустановленных лиц и зарезервированы для обмена на свидетельства о депонировании акций». Так что, говорит он, «дробление бумаг «АвтоВАЗа» должно облегчить скупку и прояснить реальную ситуацию с владельцами бумаг AVVA».
Эксперты полагают, что «раздробленные» акции будут использоваться в первую очередь для выкупа долей у миноритарных владельцев АФК, ИФК и AVVA, тем более что их бумаги находятся у множества граждан, которые приобрели их во время ваучерной приватизации. «У физлиц на руках очень много таких бумаг, но всего по две-три штуки, -- говорит источник на рынке. -- Менять их на «большие» акции предприятия технически сложно. Поэтому дробление поможет упростить расчеты с такими держателями».
Впрочем, решения остаются за собранием, реестр акционеров на участие в котором закроется 6 апреля.
Анна ЛАНДЕР