|
|
N°59, 05 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Омбудсмен с математическим уклоном
В период действия мандата Владимира Лукина количество жалоб возросло на треть
Длинные очереди в поликлиники и неграмотные врачи, а также драконовский Жилищный кодекс, как и в прошлом году, являются основными «фигурантами» ежегодного доклада о ситуации с правами человека в России, который вчера омбудсмен Владимир Лукин после ознакомления с ним президента представил на широкое обозрение. «Радикальных изменений не произошло, -- констатировал г-н Лукин, -- как и в прошлом году, подавляющее большинство жалоб, примерно 46%, связано с социальными проблемами».
По его словам, люди чаще всего (а ежедневно в офис уполномоченного по правам человека поступает около 300 жалоб) жалуются на сложности с получением жилья, особенно для уязвимых категорий -- инвалидов, детей-сирот, на бесконечные очереди, на то, что образование фактически стало платным, а здравоохранение не охраняет здоровья. Количество этих жалоб, по словам г-на Лукина, резко возросло в последние годы. Что же касается жалоб на дедовщину в армии или на произвол правоохранительных органов, то их доля фактически остается неизменной. Предмет жалоб, по словам омбудсмена, -- «от соприкосновений на улицах до незаконных и несправедливых осуждений». В целом же, как заметил уполномоченный, в период действия его мандата количество жалоб возросло на треть. Он объясняет это тем, что «до граждан доходит информация о существовании этого института и они надеются на эффективность прохождения жалоб».
Следствием того, что россияне все больше и больше видят в уполномоченном всего лишь очередную защитную бюрократическую инстанцию, очевидно, объясняется и тот факт, что на ущемление собственно политических прав -- на ограничение свободы слова и собраний, на урезание избирательных возможностей, по словам г-на Лукина, пожаловались всего 5% обращавшихся в его аппарат. Владимир Лукин не стал настаивать, что эта цифра служит свидетельством того, что с политическими правами человека в России все обстоит благополучно. «У меня были и есть личные взгляды по вопросам прав человека, но я должен отдавать приоритет не своим личным взглядам, а тому, что в головах людей и с чем они приходят к уполномоченному», -- сказал он.
Хотя некоторые личные взгляды он все же высказал, в частности по избирательным правам. «Специально избирательным законодательством в этом докладе мы не занимались. По закону мы можем заниматься им не в контексте технологий избирательного законодательства, а в контексте нарушений избирательных прав. Будут обращения, будем заниматься, -- заверил омбудсмен. -- Конечно, у нас есть проблемы. Законодательство не должно изменяться перед выборами, это все равно, что самому себе повысить зарплату. Я считаю, что в результате у нас слишком высокий барьер для политических партий и слишком жесткие условия для их регистрации». Вместе с тем он подчеркнул, что не является «диктатором по правам человека», а потому, как он сказал, «я могу рассказать властям, что я думаю, что предлагаю», но конкретное законодательство меняют законодатели.
По словам Владимира Лукина, после его публичных выступлений во время антигрузинской кампании эту кампанию «удалось притушить», что тоже нашло отражение в докладе. Что же касается самого больного вопроса -- Чечни, то, как он считает, само по себе прекращение боевых действий с точки зрения исчезновения каждодневной угрозы жизни можно считать изменением к лучшему, в том числе и в области прав человека. Вместе с тем ситуацию там он назвал «далеко не идеальной», вспомнив, в частности, о продолжающихся исчезновениях людей. Ответственность за это, как он считает, должны нести и федеральные правоохранительные органы, и местные правоохранительные органы, и оставшиеся боевики. «К сожалению, судебных процессов слишком мало», -- заметил г-н Лукин.
Ирина БЕЛАШЕВА