|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Осторожно, пальмы
Биотопливо признано опасным для экологии
Внедрение биотоплива вместо нефти и газа считается сейчас чем-то вроде экологической панацеи. Экологи, чиновники и фирмы-инноваторы в последние годы активно разрабатывают методы получения дизельного горючего из растительных масел и заменителей бензина на основе этилового спирта. Однако, как выясняется, внедрять «зеленую» энергетическую политику тоже надо с осторожностью, поскольку эти благие намерения могут дать совершенно обратный эффект.
Нидерландская группа Wetlands International, занимающаяся изучением болот, совместно с другими исследовательскими центрами заявила, что резкое увеличение производства пальмового масла, из которого можно получать один из самых дешевых заменителей дизтоплива, может навредить экологии Юго-Восточной Азии. Дело в том, что сейчас практически все производство этого растительного жира сосредоточено всего в двух странах -- Индонезии и Малайзии. Если рынок потребует большего количества масла, то площади под пальмовые плантации нужно будет резко расширять. Для этого придется вырубить нетронутые джунгли и осушить болота.
По данным исследователей, это не только наносит ущерб дикой природе, но и усугубляет ситуацию с выбросами парниковых газов. В отчете утверждается, что с осушаемых болот в воздух ежегодно попадает 600 млн тонн углекислого газа, сообщает агентство AP. Кроме того, еще 1,4 млрд тонн оксида углерода выбрасывается в атмосферу во время выжигания лесов под плантации. В сумме выходит 2 млрд тонн -- это 8% годового объема углекислого газа, получаемого при сжигании топлива во всем мире. Тем самым переход к «зеленому» биотопливу приведет к тому, что выбросы опасных для климата углеродных соединений лишь увеличатся.
Это плохая новость для многих стран, где возлагали большие надежды на биотопливо. Например, для Малайзии, где еще в прошлом году анонсировали принятие закона о полной замене минеральной солярки на «экологичный» пальмовый эрзац. Это казалось и дешевым (тонна масла стоит от 500 до 700 долл.), и экологичным решением: выхлоп автомобилей, заправленных пальмовым биодизелем, несколько чище, чем от нефтяного топлива. Впрочем, это далеко не первый случай, когда ученые критикуют нынешнюю моду на биологические заменители нефтепродуктов. Многие, к примеру, опасаются того, что рост биотопливной индустрии приведет к резкому увеличению спроса на сельскохозяйственную продукцию, что, в свою очередь, вызовет ценовой скачок и нехватку продовольствия.
Владимир ДЗАГУТО