|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скупость на природной почве
«Газпром» не хочет платить за экологию «Сахалина-2»
Член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк вчера публично объяснил основную причину задержки с вхождением газового концерна в проект «Сахалин-2». Как передает Интерфакс со ссылкой на топ-менеджера, «Газпром» всерьез опасается, что ему как основному акционеру проекта придется отвечать на претензии «Росприроднадзора». По словам г-на Будзуляка, стороны еще не оговорили, что затраты на устранение экологических нарушений не лягут на «Газпром», а сделку можно будет завершить в апреле только при условии, что в итоговых документах будет прописано освобождение газового монополиста от ответственности за ранее совершенные нарушения природоохранного законодательства. В компании Royal Dutch Shell, которая пока владеет 55% акций в проекте «Сахалин-2», от комментариев по данному поводу вчера отказались. Правда, снова выразили уверенность в том, что сделка будет успешно завершена в 2007 году.
Как известно, «Газпром» в ходе сделки выкупит 50% плюс 1 акцию в Sakhalin Energy, компании -- операторе проекта. 27,5% плюс одна акция будут приобретены у Shell, 12,5% -- у Mitsui и 10% -- у Mitsubishi. Общая цена сделки определена на уровне 7,45 млрд долл. и почти соответствует сумме, которую «Газпрому» пришлось бы инвестировать в проект сегодня, если бы он владел контрольным пакетом акций с самого начала.
В декабре прошлого года на встрече Владимира Путина с участниками «Сахалина-2», когда собственно и было объявлено о достижении финальных договоренностей по покупке «Газпромом» контрольного пакета, президент России сказал, что пути решения экологических сложностей найдены. «Что касается экологических проблем: мне очень приятно, что экологические ведомства России и наши инвесторы договорились о порядке решения возникших вопросов. Я знаю, что у вас еще предстоят встречи в Министерстве природных ресурсов, но, насколько меня проинформировали, принципиально вопрос можно считать решенным, а подходы к решению проблем согласованными», -- заявил тогда глава государства. Однако сейчас ясно, что стороны не могут договориться о том, кто будет расплачиваться за ущерб природе.
План Sakhalin Energy, который она представила в «Росприроднадзор», предусматривает устранение только тех недостатков, которые были выявлены по итогам проверки. Но, как заявил г-н Будзуляк, природоохранное ведомство проверило только 2% трубопроводов проекта, а общая длина трассы составляет около 800 км (две нитки -- газовая и нефтяная). «Кто застрахован, что нарушений не будет на других участках?» -- спросил он, не пояснив, правда, механизм урегулирования этой проблемы. Кроме того, по его словам, методики расчета совокупного ущерба нет, «Росприроднадзор» обещает подготовить ее лишь к августу--сентябрю. То есть сейчас невозможно даже оценить размер выплат.
Из всего этого можно сделать вывод, что либо экологическое и техническое состояние проекта оказалось даже хуже, чем об этом говорили в Минприроды, либо «Газпром» пытается добиться от действующих акционеров дополнительных уступок (например, рассрочка платежа за акции или большие управленческие полномочия). Впрочем, одно не исключает другого. Хотя всем понятно, что баснословных штрафов в отношении госкомпании (и проекта, в котором ей принадлежит ведущая роль) не будет, вполне вероятны внушительные дополнительные расходы, связанные с выполнением предписаний «Росприроднадзора» и более жестких технических требований к прокладке газопровода. И «Газпром» явно хочет их вынести за пределы общей сметы проекта. Это, однако, не совсем справедливо, поскольку госконцерн и так получает уникальный бизнес-проект по «себестоимости вложений», а не по рыночной цене, учитывающей запасы и заключенные экспортные контракты. Причем получает его уже на финишной прямой перед запуском, который намечен на следующий год.
В «Росприроднадзоре» подтвердили опасения г-на Будзуляка. «Мы облетели и сделали аэрофотосъемку 1039 км трубопровода, а особо проблемные участки -- селеопасные, сейсмоопасные -- мы обошли пешком, это более десятка километров, -- рассказал «Времени новостей» замглавы ведомства Олег Митволь. -- Претензии по всем выявленным нарушениям мы предъявили компании -- оператору проекта, а не акционерам. Нас не интересует, кто стоит за той или иной компанией и кто именно будет выплачивать ущерб. Нас интересует, как будут исправлять нарушения. Даже если у нее сменился собственник, компания должна исправить вред, нанесенный природе».
Олег Митволь также уточнил, что Sakhalin Energy уже направила план устранения нарушений, и сейчас специалисты Минприроды анализируют в том числе то, насколько меры, предложенные компанией, соответствуют реальному ущербу природе. «Мы не всем удовлетворены в этом плане, там есть технические недоработки, некоторые вопросы недостаточно детализированы», -- сообщил чиновник, отказавшись раскрыть подробности.
Анна ГОРШКОВА, Алексей ГРИВАЧ