Сегодня на внеочередном заседании грузинский парламент собирается поддержать инициативу президента Михаила Саакашвили о временном государственном управлении в Южной Осетии. Фактически этот шаг
узаконит статус лояльного Тбилиси лидера непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Парламентский законопроект называется «О создании соответствующих условий для мирного урегулирования конфликта в бывшем Юго-Осетинском автономном округе».
По грузинской конституции Южной Осетии как таковой не существует. В начале 90-х грузинский парламент отреагировал на решение Цхинвали повысить статус от автономной области до автономной республики полным упразднением Южной Осетии. В ответ та провозгласила себя независимой республикой. 12 ноября 2006 года 80-тысячная Южная Осетия переизбрала президентом Эдуарда Кокойты. В тот же день главой непризнанной республики объявил себя и Дмитрий Санакоев, штаб-квартира которого находится в селе Курта в 8 км от Цхинвали. Его поддержали на параллельных выборах в грузинских селах, на его сторону встали и осетины, недовольные властью Кокойты.
В марте Михаил Саакашвили встретился с Санакоевым как с «переродившимся сепаратистом» -- в свое время этот политик был премьером и министром обороны Южной Осетии. А через несколько дней после того, как в зоне конфликта погибли два грузинских полицейских, на заседании Совбеза президент сообщил о намерении создать в Южной Осетии временную администрацию.
Структуры временной административно-территориальной единицы получат возможность обсуждать будущий статус Южной Осетии в составе Грузии, сотрудничать с государственными органами Грузии и международными организациями, участвовать в разработке планов мирного урегулирования и способствовать народной дипломатии. Особое внимание будет уделено социальной сфере, чтобы привлечь на сторону Санакоева как можно больше осетин. Г-н Саакашвили уже пообещал ему построить на контролируемой территории бассейн и ледовый каток.
Грузинский президент считает, что создание временной администрации облегчит в переходный период работу над статусом Южной Осетии. Кроме того, по планам Тбилиси необходимо провести выборы по всей территории бывшей автономной области. Источники «Времени новостей» в парламенте Грузии, в том числе в рядах оппозиции, говорят, что законопроект -- это политическая декларация, необходимая для активизации процесса переговоров.
На днях российское внешнеполитическое ведомство осудило «недальновидные планы» Тбилиси по созданию лояльной опоры в Южной Осетии. «МИД России с тревогой наблюдает за набирающей обороты в Тбилиси массированной пропагандистской кампанией вокруг так называемого движения Дмитрия Санакоева. Ее цель очевидна -- создать в глазах не слишком искушенного внутреннего и внешнего наблюдателя видимость респектабельности этой порожденной спецслужбами Грузии агентурной группы, десантировавшейся в одном из грузинских анклавов на территории Южной Осетии", -- заявили на Смоленской площади.
«С таким же успехом Тбилиси может создавать временную администрацию, к примеру, в Турции, -- заявил «ВН» первый вице-премьер непризнанной республики Южная Осетия Борис Чочиев. -- Мы считаем, что позиция Грузии провокационная. У Санакоева среди населения Южной Осетии ноль процентов поддержки! Его даже родной брат не поддерживает, он у нас в МВД на высокой должности работает! Санакоев не об урегулировании заботится, а думает о том, как побольше денег получить». При этом г-н Чочиев подтвердил готовность Цхинвали вести переговоры в существующем формате смешанной контрольной комиссии по грузино-осетинскому урегулированию. Следующий раунд должен пройти в Тбилиси, его дата определится в середине апреля.