|
|
N°58, 04 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цели и средства
Алексей Миллер ищет бизнес-модель для разработки Штокмановского месторождения
«Газпром», отказавшись от создания консорциума с иностранными компаниями в проекте освоения Штокмановского месторождения, до сих пор так и не решил, что делать с ним в одиночку. Как сообщила вчера пресс-служба концерна, председатель правления Алексей Миллер в понедельник провел совещание, посвященное этой теме. Однако утвердить бизнес-модель «Штокмана» без иностранцев пока не удается. В компании идут дискуссии по поводу сроков и техники реализации второй фазы -- производства сжиженного природного газа (СПГ), а также схеме взаимодействия с иностранными партнерами, без которых освоить это гигантское шельфовое месторождение будет крайне сложно. Видимо, в связи с этим вчера г-н Миллер принял главу французской Total Кристофа де Маржери. Шеф Total приехал в Москву спустя неделю после того, как он провел почти двое суток под арестом во французском Дворце правосудия. Г-на де Маржери подозревают в подкупе при получении в 1997 году контракта на разработку иранских газовых месторождений. «На встрече были рассмотрены вопросы взаимодействия в газовой сфере, -- скупо говорится в пресс-релизе «Газпрома». -- В частности, стороны обсудили возможность сотрудничества в рамках проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения».
Прошлой осенью г-н Миллер объявил, что «Газпром» не принял ни одного предложения об обмене доли в проекте «Штокмановский СПГ» от иностранных компаний и решил, что сам будет владельцем всех запасов этого месторождения. До этого российский монополист больше года вел переговоры с пятью претендентами на 49% в проекте -- норвежскими Hydro и Statoil, американскими Chevron и ConocoPhillips, а также французской Total. Первая фаза освоения месторождения предполагала ежегодную добычу 22,5 млрд кубометров газа и производство 13,6 млн тонн СПГ. Планировалось, что завод заработает в 2011--2012 годах.
По официальной версии «Газпрома», его не устроили предложенные потенциальными партнерами активы ни по стоимости, ни по стратегическому значению для превращения в по-настоящему глобальную энергетическую корпорацию. Однако вполне вероятно, что концерну нужен был гарантированный источник поступления крупных объемов трубопроводного газа, прежде всего для стабильного заполнения нового экспортного маршрута в Европу -- «Северного потока». «На совещании было отмечено, что освоение Штокмановского месторождения имеет стратегическое значение для экспорта российского газа в Европу по газопроводу «Северный поток», а также организации производства сжиженного природного газа», -- говорится во вчерашнем пресс-релизе компании. Сообщается, что особое внимание было уделено графику реализации проекта, обеспечивающему синхронизацию начала добычи, поставок газа по газопроводу и производства СПГ с долгосрочным балансом газа «Газпрома». Хотя известно, что пока концерн не располагает таким документом, утвержденным хотя бы советом директоров компании. То есть фактически «Газпром» до сих пор точно не знает, сколько газа ему нужно добывать, чтобы обеспечить спрос в России и экспортные контракты. Знает только, что согласно уже подписанным долгосрочным контрактам экспорт в дальнее зарубежье должен вырасти примерно на 100 млрд кубометров к 2015 году. При том, что добыча газа на крупнейших действующих месторождениях «Газпрома» к тому времени значительно снизится.
В этой связи понятен и новый приоритет в виде трубопроводного газа, который диктуется необходимостью заполнить вторую нитку «Северного потока» мощностью 27 млрд кубометров в год. Ее собираются ввести в строй в конце 2013 года.
Однако тот факт, что «Газпром» возобновил переговоры с бывшими претендентами в консорциум свидетельствуют о его неспособности технически реализовать проект самостоятельно. Из переговорщиков только Chevron отказалась говорить о сотрудничестве без получения доли запасов. Но весь вопрос в характере компенсации. Работать за деньги ни Total, ни объединенная недавно StatoilHydro, ни тем более ConocoPhillips, скорее всего, не будут -- они по-прежнему рассчитывают получить оплату газом. В «Газпроме» пока анализируют представленные предложения. Детали вчерашних переговоров гг. Миллера и де Маржери представители российской и французской компаний не сообщают.
Алексей ГРИВАЧ