|
|
N°57, 03 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Буш мне понравился еще больше"
На днях президент США Джордж Буш принял в Вашингтоне советника министра обороны России по социальной защите военнослужащих и военных пенсионеров, председателя межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести Владимира ШАМАНОВА. Некоторые СМИ объявили, что беседа президента США и воевавшего в Чечне боевого генерала «была не запланирована» и «стала сюрпризом». Это уже удивило самого генерала, о чем он и сказал вчера «Времени новостей».
-- Ну как не запланирована! Поездка в США была организована американской стороной в рамках межведомственной российско-американской комиссии по делам военнопленных СССР, России и США, пропавших без вести на территории военных конфликтов в годы «холодной войны». Я встречался с американцами, возглавляющими рабочие группы по поиску военнослужащих, пропавших без вести. Таких групп в США четыре: по пропавшим без вести во время второй мировой войны, в горячих точках "холодной войны" и на войнах в Корее и во Вьетнаме. Плодотворной оказалась беседа с Чарльзом Реем, замминистра обороны США по делам военнопленных и пропавших без вести. Мы подвели итог 15-летней работы комиссии и наметили планы.
-- О чем вы говорили с Бушем?
-- Беседа длилась чуть более десяти минут и была посвящена взаимодействию в рамках комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести. Президент США высоко оценил нашу совместную деятельность и заявил, что лично заинтересован в продолжении работы по розыску российских и американских военнослужащих. Он поблагодарил нас за то, что удалось прояснить судьбы более 29 тыс. американских солдат, попавших в плен или пропавших без вести в различных войнах. Мы тоже получили сведения о судьбе более чем 450 тыс. перемещенных советских граждан.
-- Как вы отнеслись к тому, что в США кое-кто раскритиковал Буша за то, что он принял вас, несмотря на обвинения в ваш адрес в причастности к нарушениям прав человека в Чечне?
-- О публикации, в частности, на четвертой полосе «Вашингтон пост», в которой меня пытаются обвинить во всех смертных грехах, я узнал еще в США. На мой взгляд, она была организована теми так называемыми «правозащитниками», которых беспокоят только собственные амбиции и не дают покоя успехи по установлению конституционного порядка на Северном Кавказе. Приведенные там факты фальшивы. Статья явно была подготовлена недобросовестными людьми или оппозицией. Вероятно, таковы сейчас законы политического противоборства в США.
-- Как вы оцениваете американскую тактику ведения боевых действий в Ираке и Афганистане?
-- Тактика, которую реализуют американцы, не соответствует задачам, которые они ставят перед собой. Конфликты такой интенсивности предполагают установление контроля над всей территорией, в особенности над транспортными коммуникациями. Как показал наш афганский и чеченский опыт, размещение отдельных гарнизонов и блокпостов неэффективно. Я не раз говорил об этом. Правда, на встрече с Бушем мы не касались этой темы. Но это моя точка зрения.
-- Сейчас много говорят о возможности начала войны США против Ирана...
-- Мне трудно сказать что-либо по этому поводу. По крайней мере, во время нашей беседы президент Буш не дал оснований заподозрить США в этих планах.
-- Какое впечатление произвел на вас американский президент?
-- Очень хорошее. Он показался мне живым, энергичным человеком. Мне Буш всегда нравился, а после личной встречи понравился еще больше. Я убедился, что он находится на своем месте, понимает, чем занимается, и осознает весь груз ответственности, которая ложится на него как на президента великой державы.
Беседовал Виктор ВОЛОДИН