Время новостей
     N°57, 03 апреля 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2007
Якунин уговорил Алекперова
ЛУКОЙЛ согласился инвестировать в железнодорожную инфраструктуру
ЛУКОЙЛ снова готов помочь РЖД и себе в расширении высоцкого направления в Ленинградской области. Вчера главы обеих компаний Вагит Алекперов и Владимир Якунин подписали дополнительное соглашение к договору о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта на подходах к терминалу Высоцк, по которому нефтяники обязуются вложить в модернизацию ветки около 300 млн руб. То есть примерно столько же, сколько собирается инвестировать само РЖД. Через терминал в Высоцке ЛУКОЙЛ экспортирует 9,2 млн тонн нефтепродуктов в год, то есть почти четверть всего объема производства на территории России. Так что компания вынуждена оказывать неизменную поддержку в реконструкции железнодорожных путей в этом регионе.

Согласно подписанному вчера соглашению, до нового года РЖД обещает завершить реконструкцию тяговой подстанции в Выборге, реконструировать станции Пихтовая и перегон Выборг--Пихтовая. В компании Владимира Якунина заверяют, что после этого объем грузов на нефтетерминал можно будет увеличить на четверть -- до 12 млн тонн в год. «Сегодня мы готовы перевозить 10 млн тонн в год (на Высоцк. -- Ред.), а 12 млн тонн могут быть перевезены при условии расширения инфраструктуры», -- сказал глава РЖД. И пообещал, что инвестирует в модернизацию дороги на Высоцк от 300 до 700 млн руб. Дальнейшее развитие терминала будет невозможно без строительства новой железнодорожной ветки через курортный Карельский перешеек.

Выполнение предусмотренных соглашением мер облегчит жизнь не только одного ЛУКОЙЛа. По железнодорожной магистрали Петербург--Хельсинки, на которой находится Высоцк, следуют за границу грузовые и пассажирские составы, а кроме того, в 2006 году в порты Высоцк и Выборг железнодорожники доставили около 4,5 млн тонн угля компании «РОСА-холдинг». После строительства третьей очереди нефтепродуктового терминала данная ветка достигла предела возможностей. При этом угольщики собираются увеличивать отгрузки через порты Выборга и Высоцка, в связи с чем минимальные инвестиции в реконструкцию дороги оцениваются минимум в 1 млрд рублей.

Тем временем в прошлом году ЛУКОЙЛ уже подготовил под увеличение железнодорожных мощностей свой терминал в Высоцке, достроив третью перевалочную очередь. Таким образом, грузооборот терминала готов для перевалки нефти и нефтепродуктов объемом до 12 млн тонн в год. Создание трех очередей обошлось ЛУКОЙЛу примерно в 500 млн долл. Но уже сейчас компания всерьез задумывается о строительстве четвертой ветки на этом направлении, что позволит увеличить объем до 15--17 млн тонн в год. «Мы рассматриваем четвертую очередь терминала в Высоцке как технологическую цепочку доставки ярегской тяжелой нефти (с Ярегского месторождения в Республике Коми. -- Ред.) до завода в Западной Европе, который в будущем, я надеюсь, будет приобретен», -- говорил незадолго до подписания соглашения г-н Алекперов.

Но уже сейчас нефтяники сетуют, что без увеличения пропускной мощности железной дороги добиться заполнения терминала не удастся. «В год около 1,5--2 млн тонн мазута можно привезти по реке, еще 2,5--3,5 млн тонн -- по трубопроводу, который может построить «Транснефтепродукт». Но без строительства новой ветки дальше терминал увеличивать мощности не может», -- говорит сотрудник ЛУКОЙЛа. Он напомнил, что в 2004--2006 годах нефтяная компания в два приема уже вложила около 300 млн руб. в дорогу к Высоцку, рассчитывая получить преференции РЖД в транспортных тарифах для возврата инвестиций. «Но железнодорожники решили, что мы и так получим свою прибыль за счет работы терминала», -- указывает представитель ЛУКОЙЛа.

Теперь же нефтяной компании удалось добиться от РЖД совместного финансирования нового проекта в районе Высоцка. Однако вопрос об источниках инвестиций в строительство новой специализированной грузовой ветки в северо-восточной части Карельского перешейка на Высоцк до конца пока еще не решен. Его цена -- 43 млрд руб., зато новая дорога позволит возить в Высоцк, Выборг и Приморск до 40 млн тонн грузов в год. Ясно лишь, что участвовать в этом проекте будут и нефтяники, и железнодорожники, и угольщики, и лесопромышленники. Но кто и в каких пропорциях -- это пока предмет переговоров. Дорога нужна не одному только ЛУКОЙЛу: государственный «Росморпорт» собирается провести масштабную реконструкцию портового района Выборг--Высоцк, после чего его мощности увеличатся как минимум еще на несколько миллионов навалочных грузов в год. «Транснефтепродукт» вынашивает планы перевалки нефтепродуктов через Высоцк, в Выборге существует план строительства терминала по перевалке метанола.




ЛУКОЙЛ может побороться за «южные» активы ЮКОСа, сообщил вчера Вагит Алекперов: «Мы заинтересованы в этих активах, но я бы не сказал категорично -- будем или не будем участвовать в аукционе», -- заявил он журналистам. К «южным» активам относится девятый лот, в который входят блокирующие пакеты кубанских энергетических компаний -- «Кубаньэнерго», «Кубаньэнергосбыт», «Кубанская генерирующая компания» и «Кубанские магистральные сети», а также лицензия на геологическое изучение участка Вал Шатского на шельфе Черного моря и 49,9% Каспийской нефтяной компании. Последний пакет особенно важен для ЛУКОЙЛа, поскольку ей принадлежит такой же пакет в КНК, а остальные 0,2% числятся за «Газпромом».

Валентин ИВАНОВ, Санкт-Петербург