Знаменитая британская звукозаписывающая компания EMI Group Plc. решила идти в ногу со временем, объявив о переводе части своей продукции в цифровой формат для продажи через Интернет. Об этом она вчера договорилась с американской корпорацией Apple Inc. Как сообщает Reuters, EMI выставит «значительное количество» аудиозаписей из своего каталога без защиты от копирования для продажи в интернет-магазине Apple iTunes и на других аудиопорталах.
Сделка имеет огромное значение не только для ее участников, но и для всей музыкальной индустрии, если учесть масштаб EMI и Apple. EMI сможет развивать новый для себя формат продаж, а Apple получит в свое распоряжение огромную музыкальную библиотеку. Неудивительно, что вчера в штаб-квартире британской компании в Лондоне интересы сторон представляли первые лица: глава EMI Эрик Николи и глава Apple Стив Джобс. Для последнего контракт с EMI станет большим достижением, поскольку он давно призывает звукозаписывающие лейблы начать продажу музыки через Интернет без защиты от копирования, известной под названием DRM (digital rights management). Отсутствие этой защиты означает, что нужную композицию можно скачать за определенную плату и прослушать на любом MP3-плеере, не имеющем соответствующей лицензии. В феврале Джобс призвал все крупные звукозаписывающие компании, включая EMI, Sony BMG, Warner Music и Universal, отказаться от распространенной в сети DRM-защиты, поскольку она все равно не выполняет своей антипиратской функции. Чтобы акция выглядела более убедительной, стороны пригласили для участия в пресс-конференции известного британского музыканта Дэймона Албарна. Лидер группы Blur и «изобретатель» Gоrillaz известен свом лояльным отношением к цифровому формату. В 2003 году записи с альбома Blur Think Tank были украдены пиратами и размещены до официального выхода на CD в цифровом формате в Интернете. Албарн тогда заявил, что он «счастлив» и, если бы не пираты, сам бы разместил альбом в Сети.
Поскольку EMI все же решилась на однажды уже отложенное сотрудничество с Apple, ей, очевидно, придется последовать призыву своего партнера снять защиту. Возможно, этот шаг не принесет желаемого успеха. По крайней мере, так считает один из представителей фирмы-конкурента, пожелавший в беседе с Reuters остаться неназванным: «Это достаточно проблематично. EMI не провела нужного количества тестов, чтобы проверить, как рынок отреагирует на незащищенные MP3».
Если расчет британского лейбла окажется провальным, компания понесет серьезные убытки. Глава EMI, воодушевленный сотрудничеством с Apple, настроен исключительно на успешный исход дела. «Мы верим, что, давая покупателю возможность приобрести композиции более высокого качества и слушать их на том носителе, который ему нравится, мы поднимем продажи цифровой музыки», -- заявил Николи на пресс-конференции. Последний эксперимент с продажей цифровой музыки без защиты авторских прав компания поставила в январе, когда запустила в виртуальную продажу сингл Норы Джонс Thinking About You. По всей видимости, руководство осталось довольно результатом. Такую же попытку недавно предприняла Sony BMG, запустившая в сеть композицию Джессики Симпсон A Public Affair.
Сейчас
большой интерес наблюдателей вызывают альбомы Beatles, эксклюзивными правами на распространение которых EMI обладает с начала 60-х. Как сообщило агентство Reuters, ссылаясь на близкий к делу источник, компания точно не будет выкладывать творения ливерпульской четверки для продажи через Интернет.
Для Apple успех проекта означает возможность создать целую музыкальную индустрию и надолго опередить многочисленные интернет-порталы, специализирующиеся на продаже музыки. Индустрия MP3 развивается быстрыми темпами, и, по мнению Джобса, музыкальные лейблы теряют большие деньги, когда лишь небольшая часть их продаж приходится на Интернет.
По итогам вчерашнего дня акции обеих компаний подорожали незначительно: ценные бумаги EMI на торгах в Лондоне поднялись в цене на 0,3%, акции Apple выросли на NASDAQ на 0,6%.