|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Версия диверсии
Кемеровский губернатор считает, что трагедию на шахте «Ульяновская» могли устроить сознательно
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев (на снимке-- с главой МЧС Сергеем Шойгу во время осмотра места трагедии) в субботу выступил с сенсационным заявлением. По его данным, к трагедии на шахте «Ульяновская», где 19 марта в результате взрыва метана погибли 110 горняков, могли привести чьи-то умышленные действия, то есть фактически диверсия. «Самое эффективное в мире оборудование автоматической газовой защиты, установленное на шахте «Ульяновская», было умышленно заблокировано», -- сказал он. Но мотивов таких действий не пояснил.
Как выяснилось, администрация области, не дожидаясь окончания работы экспертов «Ростехнадзора», госкомиссии и прокуратуры, провела собственное расследование причин самой крупной аварии в угледобывающей отрасли страны. Согласно выводам служебного расследования обладминистрации, наиболее вероятными были признаны две версии причин трагедии -- либо ошибка, допущенная при проектировании шахты, либо диверсия. При этом, считает губернатор, рядовые шахтеры «Ульяновской» самостоятельно заблокировать оборудование газовой защиты не могли, а значит, к ЧП причастны либо высококвалифицированные специалисты шахты, либо сотрудники компании «Южкузбассуголь».
Из всех ведомств, которые занимаются расследованием причин аварии на шахте, на заявление г-на Тулеева пока отреагировали лишь в «Ростехнадзоре», назвав выводы обладминистрации только одной из версий. В надзорном ведомстве отметили, что рассматривают пять вариантов развития событий на «Ульяновской». При этом, правда, представитель «Ростехнадзора» не уточнил, какие еще версии аварии разрабатываются, и снова призвал не спешить с выводами.
Взрыв на «Ульяновской» произошел в разгар дневной смены 19 марта. В этот момент под землей находились 203 человека, в том числе практически все руководство шахты и представитель британской компании IMC. В ходе спасательной операции, в которой было задействовано около 600 человек, живыми на поверхность вывести удалось 93 шахтера, 108 горняков погибло, двое по-прежнему считаются пропавшими без вести. Предполагается, что они остались в затопленных выработках шахты, откачивать воду из которых, по данным штаба по ликвидации аварии, будут еще три дня. Тот факт, что большая часть шахты до сих пор затоплена водой, по словам экспертов «Ростехнадзора», мешает специалистам начать полноценное расследование. «Оно может занять еще очень долгое время, так как до сих пор не удается пробиться к эпицентру взрыва на шахте», -- отметили в пятницу в ведомстве.
26 марта глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский все же озвучил одну из версий причин катастрофы. По его словам, авария произошла, скорее всего, из-за грубейших нарушений правил эксплуатации оборудования шахты. Однако подчиненные главы «Ростехнадзора» тут же выступили с разъяснениями, что г-н Пуликовский назвал только одну из вероятных причин ЧП на «Ульяновской», никаких точных данных об обстоятельствах катастрофы по-прежнему нет и работы над расследованием причин взрыва завершатся не раньше чем через две-три недели. Так, сегодня специалисты «Ростехнадзора» совместно с британской фирмой -- производителем основного оборудования на шахте «Ульяновская» планируют приступить к исследованию сервера, где хранятся данные всех датчиков, приборов и оборудования, находившихся на шахте до взрыва. И лишь после станет достоверно известно, находились ли в исправном состоянии приборы и датчики, которыми была оснащена «Ульяновская».
Другой точки зрения придерживается губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, чье ведомство попыталось самостоятельно разобраться в причинах трагедии. 31 марта представитель пресс-службы обладминистрации со ссылкой на результаты служебного расследования сообщил, что к аварии могли привести ошибки в проектировании шахты. «Изначально проектным институтом «Кузбассгипрошахт» были допущены неправильные проектные инженерные решения по вскрытию и подготовке лавы, где впоследствии произошла авария», -- заявили в администрации области. Предполагается, что проектировщики занизили данные о газовыделении угольного пласта, а экспертные органы, проводившие проверку проекта, из-за «халатного отношения к своей работе своевременно не выявили эту ошибку».
По другой версии обладминистрации, оборудование автоматической газовой защиты на шахте «Ульяновская» было умышленно заблокировано, что и привело к неконтролируемому повышению концентрации метана и взрыву. Сам губернатор отметил, что хотя и не имеет юридического права вмешиваться в деятельность госкомиссии по расследованию аварии, но «считает своим долгом сообщить об итогах расследования администрации области, чтобы подобных трагедий больше никогда не случилось на российских шахтах».
Материалы, подготовленные администрацией области, г-н Тулеев распорядился передать в госкомиссию, в МЧС, «Ростехнадзор» и прокуратуру Кемеровской области, которая, вероятнее всего, и поставит окончательную точку в расследовании. Уголовное дело по факту «нарушения правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» уже насчитывает десять томов. После того как следователи соберут максимальный объем информации (протоколы осмотра места происшествия, выводы госкомиссии по расследованию причин трагедии, которую возглавляет замглавы «Ростехнадзора» Николай Кутьин, показания свидетелей и т.д.), будут сформулированы вопросы к специалистам судебной горнотехнической экспертизы.
Татьяна ГРИЦЕНКО