|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вьетнамский синдром
России пришлось начать новые переговоры по вступлению в ВТО
На пути вступления России во Всемирную торговую организацию появилось новое препятствие. Теперь россиянам придется договариваться с государством, которое само стало членом ВТО только что, но уже имеет право предъявлять требования странам, этой чести пока не удостоившимся.
Вчера российская делегация прибыла во Вьетнам, чтобы начать двусторонние переговоры по присоединению ко Всемирной торговой организации. Раньше в российском правительстве очень опасались, что Украина может успеть вступить в ВТО до того, как это сделает Россия. В этом случае Киев обязательно выставил бы свои требования, осложнив и без того тяжелый процесс присоединения России к международному торговому клубу. Украина пока находится в таком же положении, что и Россия, но неприятности подкрались с другой части света. Пойти по этому пути и начать переговоры решил свежеиспеченный член ВТО Вьетнам, вступивший в международный торговый клуб в конце прошлого года.
Не сказать, чтобы эта страна была ведущим торговым партнером России. Товарооборот между двумя странами по итогам минувшего года составил порядка 850 млн долл. Однако договариваться все равно придется. Глава российской переговорной делегации Максим Медведков уже выразил надежду на положительный исход переговоров, хотя и не рискнул прогнозировать сроки их проведения. Тем более что пока, как пояснили «Времени новостей» в Министерстве экономического развития, неизвестно, какие именно требования и в каком объеме эта страна намерена предъявить России.
Правда, г-н Медведков уже предложил вести переговоры только по приоритетным экспортно-импортным позициям, но это лишь его пожелание, не имеющее обязательной силы. Если претензий будет много, то переговорный процесс может затянуться надолго.
Кроме того, принятое Ханоем решение о начале переговоров вновь напоминает о том, что на переговорном пути можно ожидать любые подводные камни. Россия уже завершила двусторонние переговоры с 56 странами из более чем полутора сотен государств -- членов ВТО. Но любая страна в любой момент может заявить о своем желании начать переговоры. До Вьетнама в начале этого года так уже поступила Камбоджа, одна из беднейших стран Юго-Восточной Азии, годовой товарооборот России с которой вообще составляет всего 5 млн долл. Кстати, в середине недели российская делегация переедет из Ханоя в Пномпень и проведет переговоры с камбоджийскими чиновниками.
Помимо этих двух стран переговоры не завершены с Гватемалой, а также с Грузией, которая в мае 2004 года подписала протокол об отсутствии разногласий, а в прошлом году в качестве ответных мер на антигрузинские санкции российских властей отозвала свою подпись. Правда, по мнению г-на Медведкова, Россия может и не завершать переговоры с Грузией. Решение о присоединении к ВТО принимается большинством голосов, и мнением небольшой страны можно и пренебречь.
«С Грузией нет вопросов по доступу на рынок товаров и услуг, единственная проблема -- функционирование таможенных пунктов пропуска на абхазском участке российско-грузинской границы», -- заявил г-н Медведков ИТАР-ТАСС. По мнению Москвы, вопрос о таможенных пунктах выходит за рамки переговоров по ВТО. Однако документ, в котором Москва брала на себя обязательства по урегулированию этого вопроса, был подписан вместе с протоколом по ВТО, и Тбилиси с самого начала увязывал согласие на вступление России в международный торговый клуб с закрытием таможенных пунктов.
«Сейчас Грузия должна выполнить «домашнее задание», которое пока не сделано», -- сказал г-н Медведков. -- Мы ждем подготовленного юридического обоснования претензий по таможенным пунктам с точки зрения норм ВТО». Впрочем, мнение России о том, что несогласие Тбилиси не является существенным, может и не совпасть с мнением большинства членов ВТО. Максим Медведков подтвердил, что прогнозы российского правительства о присоединении к ВТО до конца этого года остаются в силе. Однако эти расчеты вполне могут оказаться чересчур оптимистичными.
Вера СИТНИНА