|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без России проблему Косово давно бы решили
Завтра Совбез ООН приступит к обсуждению вопроса об окончательном статусе Косово -- сербского края, который с 1999 года находится под управлением ООН. По современным меркам кризис на постъюгославском пространстве длится неимоверно долго -- уже семнадцатый год. И каждый раз казалось, что уже все решено. Во всяком случае, нас в этом убеждали, когда торопились с признанием Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, когда вводили санкции против Югославии и когда ее бомбили.
И сегодня торопливость с провозглашением независимости Косово многими объясняется желанием поставить точку в косовской проблеме и сделать регион мирным. Но Россия, которая всегда и во всем поддерживала международные организации по Балканам, неожиданно заявила о собственной позиции по этому вопросу, что вызвало сначала недоумение, а потом и раздражение наших западных партнеров.
Принципы международного права в балканском регионе нарушались постоянно, достижение компромисса носило односторонний характер и предполагало уступки только одной стороны. Сейчас Россия нашла в себе силы понять, что решение косовской проблемы, предложенное международными организациями и НАТО, продолжает традиции предшествующего периода, когда навязывались решения, выдвигались ультиматумы, отвергалась возможность доработать текст соглашения, имитировалась отчаянная нехватка времени или ставились жесткие сроки принятия решений. Так было при введении санкций против Югославии в 1992 году, на переговорах по Боснии и Герцеговине в 1995 году в Дейтоне и по Косово в 1999 году в Рамбуйе.
Если уступить и сегодня, то такая практика станет нормой. Поэтому Россия заняла более жесткую позицию, возражая против навязывания решения и выступая за продолжение переговоров.
США, Великобритания и ряд других европейских стран убеждены, что исчерпаны все возможности переговорного процесса, хотя о полной независимости пока говорить рано. Поэтому Запад вполне устраивает предложение спецпосланника генсека ООН Мартти Ахтисаари предоставить краю Косово самостоятельность под международным контролем.
Однако не упоминается, что независимость края давно планировалась и осуществлялась после 1999 года. И почему-то никто не задумывается о том, что Европу после признания независимости Косово ожидают новые очаги конфликта: в Македонии, Черногории, на юге Сербии (албанонаселенные общины Прешево, Медведже и Буяновац).
Албанцы, живущие в этих странах, поднимутся по примеру Косово на борьбу за свои права и независимость. Это вызовет новые вооруженные столкновения и приведет к созданию на юге Европы нескольких албанских государств. Хочется задать вопрос Европе: сколько албанских государств на своем юге она может выдержать?
Открытым остается и вопрос о том, как сторонники независимости Косово оценивают роль края в балканском маршруте героина. Ведь до 80% этого наркотика приходит из Афганистана в Европу через косовскую территорию. По свидетельству международных экспертов-криминалистов, несмотря на присутствие международных военно-полицейских сил, Косово превращается в рай для наркодельцов. Они пользуются частой сменяемостью международных полицейских и их слабым знанием местной специфики. Косовские преступные группировки организованы по принципу этнического родства, что затрудняет их разоблачение, и все активнее занимаются операциями по организации наркопоставок в Европу и отмыванию денег. Так что и с данной точки зрения непризнание независимости Косово -- ключ к предотвращению нового кризиса.
Еще в прошлом году международная Контактная группа (Россия, США, Великобритания, Германия, Италия и Франция) договорилась о принципах косовского урегулирования. Был запрещен раздел края, и стало невозможным возвращение к его статусу до 1999 года (когда он был автономным краем в составе Сербии), равно как стало невозможным присоединение Косово к другим государствам. Были также поставлены временные рамки для окончания переговорного процесса (переговоры должны были закончиться в декабре 2006 года, но только благодаря России продлились по март этого года). Тем самым возможности маневра при поиске компромисса между Белградом и Приштиной были крайне сужены.
Белград готов на серьезный компромисс, согласен уступить по многим параметрам, кроме создания в Косово регулярной армии и права края вступать в международные организации. Но вместо изменения формата переговоров и поиска новых решений наши западные партнеры предпочитают давить на Белград и уговаривать Москву. Сербии обещают «необыкновенное будущее» в Европе, если она отдаст Косово, а Россию укоряют в упрямстве, в отсутствии конструктивного плана.
В ответ Москва выступила с двумя предложениями: провести анализ выполнения резолюции Совбеза ООН 1244 от 10 июня 1999 года (она определяла принципы решения проблемы Косово, исходя из уважения территориальной целостности Сербии) и направить в Косово миссию Совбеза ООН, чтобы она на месте искала формы компромисса. Такая позиция -- показатель силы и возросшего авторитета России, ее желания отстаивать собственные интересы.
С моей точки зрения, хорошо было бы также вернуться к вопросу о разделе края как одному из возможных вариантов решения проблемы. За сербами могли бы остаться те территории, где они еще проживают, и, может быть, некоторые особо святые для них места. В том, что этот вариант даже не рассматривается, нет никакой логики, кроме заметного интереса НАТО использовать всю территорию Косово под свои базы. Насколько ведущие державы заинтересованы в стабильности во всей Европе, это мы увидим в ближайшее время.
Елена Гуськова