|
|
N°56, 02 апреля 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наука помогать
Заместитель министра финансов о приоритетах России в качестве страны-донора
Россия в своем стремлении стать полноправным членом неформального клуба наиболее развитых стран мира наращивает активность в рамках «большой восьмерки». Причем сотрудничество не ограничивается двусторонним и даже многосторонним взаимодействием внутри G8. Как государство-донор Россия участвует в программах, цель которых -- помочь бедным странам, в частности африканского континента, выйти на вектор устойчивого развития. Осенью прошлого года российское правительство утвердило Концепцию содействия международному развитию. Признано, что осуществление программ помощи должно привести помимо прочего к повышению уровня жизни в странах-реципиентах, развитию их экономик. А это значит, что, помогая им сегодня, Россия «растит» торгово-экономических партнеров, закладывает основу выгодных в будущем экономических контактов. На прошлой неделе Германия, председательствующая в этом году в «восьмерке», провела в Берлине встречу министров по делам развития. Помимо представителей G8 в ней приняли участие министры Бразилии, Китая, Индии, Мексики, Южной Африки, руководители африканских региональных организаций.
Об итогах встречи в интервью обозревателю «Времени новостей» Михаилу ВОРОБЬЕВУ рассказал заместитель министра финансов Сергей СТОРЧАК, который в Берлине представлял Россию.
-- Еще в германской столице вы назвали встречу министров по делам развития «восьмерки» уникальной. В чем ее уникальность?
-- Никто раньше из председательствующих стран -- членов G8 не организовывал в формате «восьмерки» совещаний министров по делам содействия международному развитию. Каким образом они нащупали эту нишу, сказать трудно. Однако скорее всего определенную положительную роль сыграло то, что в прошлом году мы сами организовали нечто подобное (в 2006 году Россия председательствовала в G8. -- Ред.). Но то мероприятие прошло в формате конференции с участием так называемых новых и старых доноров. Тогда, видимо, и была выявлена тенденция серьезного усиления роли только-только формирующихся доноров в деле содействия международному развитию.
Возникла достаточно уникальная ситуация, когда, например, Индия или Китай, оставаясь потребителями или реципиентами помощи, в то же время наращивают поддержку зарубежных стран. Россия также занимает своеобразное положение. В отношении нашей страны, скажем, по-прежнему действует программа ТАСИС. Или, например, программа сокращения химических вооружений, в рамках которой мы получаем финансовую помощь. Но одновременно Россия все активнее старается поддерживать в разных формах другие страны в рамках общих усилий наиболее развитых государств. Это касается, в частности, списания долгов бедным странам Африки.
Встреча в Берлине была полезной с точки зрения обмена мнениями. Это дает возможность лучше прочувствовать специфику этой сферы общественно-политической работы государства. Мы, конечно, удовлетворены тем, что работали в формате «восьмерки» и имели возможность высказывать свою точку зрения. Фактически организация встречи -- это точная копия обычных «восьмерочных» мероприятий. И пусть там не было принято никаких конкретных обязательств по части содействия международному развитию. На мой взгляд, роль министров развития координирующая, в большей степени методологическая. Цель -- обеспечить взаимодействие на уровне стран, с тем чтобы дальнейшее сотрудничество пошло глубже, на уровень проектов.
-- Председательствующая на встрече министр по вопросам экономического сотрудничества Германии Хайдемари Вичорек-Цойль определила главные вопросы обсуждения: борьба с бедностью, СПИДом и изменением климата. Речь шла только об Африке?
-- Что касается СПИДа, то речь шла в целом о проблеме борьбы с его распространением. Исключительно с политической точки зрения подводились итоги функционирования Глобального фонда по борьбе с этой инфекцией. Мы являемся донорами и одновременно реципиентами фонда. Большинство стран высказало удовлетворение результатами его работы. Может быть, со временем будет проделан финансовый анализ эффективности вложений в фонд, но я думаю, что сегодня этот международный опыт является одним из самых удачных. Не исключаю, что в этом году будут ставиться вопросы об укреплении фонда, вплоть до увеличения его ресурсной базы.
-- Что Россия может конкретно сделать в рамках общих усилий «восьмерки» в сфере борьбы с бедностью?
-- Россия как формирующийся донор заявила о своих приоритетах в концепции, утвержденной правительством. Наши приоритеты сформировались в контексте нашего председательства в «восьмерке». Мы выдвинули на первое место энергетику, здравоохранение и образование. Собственно, отталкиваясь от этого, мы и готовили концепцию, в которой заявили, что российские приоритеты в сфере содействия международному развитию находятся как раз в этих трех сферах. Мы учли опыт других стран, их пожелания, наставления Организации экономического сотрудничества и развития не распыляться, «не размазывать» помощь по мелким объектам: помогайте странам-реципиентам по двум-трем направлениям, но глубоко и всесторонне.
Постепенно мы будем концентрировать все больше ресурсов для оказания помощи в энергетике в рамках программы по борьбе с энергетической бедностью, в здравоохранении и образовании. Мы ставим на первое место энергетику, потому что нормальное развитие здравоохранения и образования без доступа к электроэнергии невозможно.
Первые шаги уже сделаны. Правительство дало добро на участие в программе «Глобальное партнерство в деревне». Смысл программы в том, чтобы в отсталых сельскохозяйственных районах появились источники самообеспечения энергией.
Однако работу будем развертывать не спеша. Дело сегодня не в недостатке ресурсов, а в том, и это прозвучало на встрече в Берлине, что бедные страны не всегда могут эффективно использовать эти ресурсы.
-- В рамках «большой восьмерки», когда речь заходит о помощи бедным странам, говорится преимущественно об Африке. Однако в утвержденной российским правительством Концепции содействия международному развитию затрагиваются главным образом проблемы оказании помощи странам СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП...
-- Мы исходим из того, что прежде всего нужно смотреть, что происходит в странах-соседях. Есть страны, в которых недостаточно ресурсов для реализации тех или иных проектов. Пожалуйста, обращайтесь, мы будем вместе с вами смотреть, чем сможем помочь. Считаю, что лучше всех в этой области продвинулся «Роспотребнадзор» во главе с Геннадием Онищенко. Жизнь заставляет их более оперативно налаживать оказание помощи соседям в связи с угрозой птичьего гриппа. Они решили создать в России субрегиональный центр по координации профилактики распространения этой болезни. Соответствующее решение было согласовано на прошлогоднем саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Центр будет контролировать осуществление профилактических мер на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии.
Еще один конкретный пример -- опыт нашей финансовой разведки, которая оказывает на условиях грантов помощь в налаживании соответствующих систем в ряде стран СНГ.
Одним словом, с теми государствами, которые готовы работать с нами в формате партнерства, мы будем активно взаимодействовать.
-- Для реализации концепции предполагается выстроить национальную систему официальной помощи развитию бедных стран, похожую на те, которые уже существуют в странах -- партнерах по «восьмерке». Но кто будет работать в этой системе, ведь сегодня и в Министерстве иностранных дел, и в Министерстве финансов этим занимаются единицы? А в Минфине США, например, несколько сот человек.
-- В МИДе этот вопрос уже дискутируется. И в Минфине он становится в повестку все острее. Имеющимися специалистами тему содействия международному развитию не поднять. Тут нужны специалисты, которые должны иметь финансово-экономическое образование, желательно, чтобы они понимали страну, с которой работают. Никто таких специалистов не готовит, и они должны вырасти вместе с нами.
Много работы, например, предстоит со странами -- бенефициарами инициативы HIPC (расширенная инициатива Международного валютного фонда и Всемирного банка по облегчению долгового бремени беднейшим государствам). Россия приняла решение о списании 100% долга этих государств в рамках схемы «долг в обмен на помощь». (За последние пять лет Россия списала беднейшим странам долги по кредитам бывшего СССР на сумму свыше 36 млрд долл. Ранее Владимир Путин заявлял, что «Россия по объему списания долгов в абсолютных величинах, в миллиардах долларов, -- на третьем месте после Японии и Франции, а в процентах от внутреннего продукта -- на первом месте». -- Ред.)
Откликнулись на предложение шесть африканских стран, по которым принято решение о завершении их участия в инициативе. Такое решение принимается, если страна выполняет свои обязательства как должника, а также добивается определенных результатов в рамках участия в программе по борьбе с бедностью. В числе этих стран Бенин (долг перед Россией -- 11,75 млн долл.), Замбия (112,2 млн долл.), Мадагаскар (102,45 млн долл.), Мозамбик (148,6 млн долл.), Танзания (20,68 млн долл.), Эфиопия (162,8 млн долларов).
Могут появиться и другие государства, которые заявят о готовности работать по упомянутой схеме. И с каждой страной придется плотно работать. Дело в том, что фактически эта схема подразумевает под собой использование долга как источника финансирования развития. Иными словами, мы хотим договориться со странами-партнерами о порядке использования высвобождающихся средств. Мы говорим: это были наши деньги, мы их вам передаем, но у нас есть право смотреть, чтобы высвобождающиеся ресурсы были использованы как можно более эффективно.
Это могут быть, например, проекты, ориентированные на три наших приоритета. Помогать разрабатывать проекты, отслеживать их выполнение, контролировать использование средств -- это качественно другая работа. Это не работа отдела по управлению внешними финансовыми активами, задача которого добиваться возврата иностранных кредитов. Тут функция принципиально иная -- методологически помочь дебитору понять, как этот ресурс может быть использован наиболее эффективно.
-- Вопрос, не касающийся содействия развитию бедных стран. Германия в качестве председательствующего в этом году в «восьмерке» выдвигает какие-либо инициативы в сфере мировых финансов?
-- Одна инициатива очень интересна. Она касается необходимости выработки кодекса лучшей практики в сфере международного кредитования и международных заимствований. Кодекс о том, как нужно заимствовать, чтобы не попадать в долговую яму. Эта тема всплывала в разные периоды. В России мы также немного ею занимались. Но поскольку политическая ситуация, видимо, на тот период не созрела, эту тему до сегодняшнего дня никто не поддерживал.
Речь идет о том, чтобы выработать четкие принципы, на которых одна сторона кредитует таким образом, чтобы не загнать будущего должника в тупик, а другая привлекает и использует кредиты так, чтобы через некоторое время вернуть и деньги, и проценты. Очень важно, чтобы это был именно кодекс, а не рекомендации кредиторов заемщикам, как брать кредиты. А что вы будете с ними делать, нас, мол, не касается.
Россия поддержит разработку этой инициативы. У нас был опыт активного привлечения правительством или под гарантию правительства кредитов, в том числе связанных, в 90-е годы. У нас есть примеры, когда эти кредиты эффективно использовались. Мы можем внести свои интеллектуальный вклад в эту работу.
|