|
|
N°228, 11 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С думой о BONY
Нижегородские следователи дождались помощи из США
Министерство юстиции США известило на днях российские власти, что готово предоставить ряд документов, касающихся скандального и уже несколько подзабытого «дела Bank of New-York». Точнее -- ту часть материалов, в которой говорится о транзакциях BONY в банк «Нижегородец». Вокруг деятельности последней структуры в России уже четыре года ведется крупное расследование, где фигурируют Борис Немцов, Анатолий Чубайс и другие заметные персоны.
Уголовное дело о деятельности инвестиционно-коммерческого банка (ИКБ) «Нижегородец» касается событий еще середины 90-х годов. По версии следствия, в 1994 году BONY якобы по ошибке перечислил 2 млн долларов находившемуся в состоянии банкротства «Нижегородцу», а отвечала за сомнительную проводку сотрудница BONY Наталья Гурфинкель-Кагаловская, ставшая одной из главных героинь всего банковского скандала. Для полуразорившегося ИКБ эти деньги оказались буквально как «манна небесная», и он сразу расплатился ими с кредиторами. Американцы же, осознав ошибку, стали предпринимать попытки вернуть свои миллионы назад. В результате ситуацией даже озаботилось посольство США в России, которое обратилось с просьбой разобраться в Центробанк, правительство РФ и к тогдашнему губернатору Нижегородской области Борису Немцову. После долгих совещаний наши власти решили для улаживания проблемы задействовать довольно сложную схему, позже и заинтересовавшую следователей.
Руководители Нижегородской области предложили директору крупного местного госпредприятия «Нижполиграф» Виктору Забурдяеву взять кредит в отделении «Инкомбанка» под залог своего нового административного здания, не подлежавшего приватизации. Взамен г-ну Забурдяеву якобы пообещали быстро вернуть деньги, а заодно и сделать его организацию акционером АО «Нижегородская ярмарка».
Руководитель «Нижполиграфа» согласился, и полученный им за здание кредит 2 млн долларов отправился в BONY для улаживания ошибки. Когда же настало время возвращать долг, в Нижегородской области уже сменилось руководство, а своих 2 млн долларов у «Нижполиграфа» не нашлось. В результате административное здание перешло в собственность Инкомбанка. Со стороны Госкомимущества все вопросы по нижегородской сделке курировал Анатолий Чубайс, в ЦБ за ситуацией следила Татьяна Парамонова, ряд документов подписал тогда еще министр финансов Владимир Пансков.
В начале 1998 года по факту незаконного отчуждения федеральной собственности было возбуждено уголовное дело, и следователи даже допросили Бориса Немцова. Однако потом их работа застопорилась. По словам представителей управления Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу, власти США два года просто не отвечали на официальные просьбы России оказать в расследовании правовую помощь и переслать документы по поводу проводок BONY в «Нижегородец». Хотя те же американцы сами запрашивали у нас материалы, касающиеся г-жи Гурфинкель, и документы им были сразу переданы. Этой весной Генпрокуратура вновь обратилась в США, но и на этот раз ответ из-за границы долго не приходил. Тем временем само дело по «Нижегородцу» было отправлено на финансовую ревизию, которая должна закончится через месяц.
А на днях Минюст США наконец официально известил Генпрокуратуру, что в данный момент активно собирает необходимые документы и позже они будут переданы России. Также в полученном российскими следователями ответе говорится, что американская сторона готова «в полном объеме» оказать всю необходимую правовую помощь, включая проведение допросов и выемок на территории США. Как отмечают в Приволжском управлении Генпрокуратуры, с «американскими» материалами и актом ревизии они будут иметь все основания задавать вопросы по поводу сомнительной сделки гг. Чубайсу, Парамоновой и Панскову, которых пока, в виду отсутствия точных данных, просто не решались беспокоить.
Александр ШВАРЕВ