Немецкий крупный бизнес критикует российский законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли
«Когда русские говорят «Германия», они подразумевают «Европа», и наоборот», -- поделился вчера своими размышлениями о национальных особенностях бизнеса в России председатель Восточного комитета германской экономики
Клаус Мангольд во время пресс-ланча в берлинском отеле «Хайат». Тем самым он охарактеризовал результаты экономического сотрудничества обеих стран. Его собеседниками стали также глава правления E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн и член правления Deutsche Bank Тессен фон Хайдебрек (они также являются заместителями г-на Мангольда в Восточном комитете). Все вместе они раскритиковали законопроект «О допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики РФ», который, по мнению руководителей Восточного комитета, сильно помешает России, нуждающейся в инвестициях из-за рубежа.
В последние годы, как выразился г-н Мангольд, отношения России и Германии достигли «драматически высокого уровня»: гигантский по своим масштабам прошлогодний торговый оборот в 53,5 млрд евро является «показателем исторического ранга». Но и это еще не предел. Г-н Мангольд привел высказывание канцлера Ангелы Меркель, прозвучавшее в начале года, когда для Германии началось двойное председательствование -- в ЕС и G8: «У нас с Россией -- стратегическое партнерство». Это означает прежде всего, что вовлечение России с ее значительными энергетическими ресурсами и потенциалом рынка в европейские структуры является центральной задачей немецкой экономики. Глава Восточного комитета особо подчеркнул при этом, что дальнейшее развитие стратегического партнерства и выход его на еще более высокий уровень полностью отвечает интересам немецкой экономики. «Совместно с российскими партнерами мы стремимся реализовывать проекты в области энергетики, высоких технологий, авиационной промышленности и космонавтики, информационных технологий и телекоммуникаций, здравоохранения, автопрома и ряда других отраслей индустрии, -- сказал г-н Мангольд. -- Ключ к длительному и независимому от мировых цен на энергоносители экономическому росту в России лежит в модернизации российской экономики и диверсификации ее экспорта». Здесь стратегическое партнерство обеих стран может оказаться особо ценным, отметил глава Восточного комитета и указал также на необходимость поддержки со стороны политики.
Пока же, как отмечают в своих выводах местные эксперты, в индустрии технологическое отставание России от Германии составляет от 15 до 30 лет. В качестве одного из наиболее успешных примеров экономической кооперации России и Германии г-н Бергманн привел сотрудничество в энергетическом секторе. Речь при этом не идет лишь о поставках энергоносителей, хотя их удельный вес все еще доходит до трех четвертей совокупного российского экспорта в Германию. Российская энергетическая отрасль, как и большинство отраслей индустрии в стране, нуждается в модернизации и внедрении инновационных технологий, что в свою очередь требует значительного капитала.
До 2010 года, как отметил г-н Бергманн, в России должно быть построено или модернизировано электростанций общей мощностью 40 тыс. МВт. На это потребуются гигантские инвестиции -- 70 млрд евро. Говоря об этом, глава E.ON Ruhrgas подверг критике проект закона «О допуске иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики РФ», который готовится к обсуждению в Госдуме. Этот проект, по его мнению, если будет принят в нынешнем виде, непосредственно затронет энергетическую отрасль и негативно скажется на ее дальнейшем развитии и модернизации в России, «испытывающей неуемный энергетический голод». С ним согласился и г-н Хайдебрек. Он указал, что законопроект сделает невозможными иностранные инвестиции в нуждающиеся в них важные отрасли экономики России, совокупная потребность которой в них до 2010 года составляет, по его оценке, 200 млрд евро.
Г-н Бергманн, касаясь состояния главного дела своей многолетней профессиональной деятельности -- партнерства в области поставок российского природного газа, подчеркнул их стабильность и надежность. Тем не менее газовый блицкриг между Россией и Украиной, а затем и нефтяная война с Белоруссией еще не перестали быть темой для немецких и европейских СМИ. Эти «войны» глава E.ON считает одним из последствий распада Советского Союза. Россия была права в своих экономических требованиях, указал он, однако методы, с помощью которых она этого права добивалась, были неприемлемыми.
Свое мнение г-н Бергманн изложил и в отношении идеи создания «газового ОПЕК», обсуждаемой в эти дни в ряде стран -- производителей природного газа. «Подобная идея нереальна хотя бы потому, -- считает глава E.ON Ruhrgas, -- что мировой газовый бизнес осуществляется преимущественно на основе долгосрочных договоров о поставках между производителями и импортерами. Такие договоры заключаются, как правило, на десятилетия вперед, и такая форма кооперации отвечает интересам как тех, так и других». Кроме того, г-н Бергманн отметил, что мировые цены на природный газ формируются в привязке к ценам на нефть, что также делает идею «газового ОПЕК» нереальной.
Министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Одд Эноксен заявил об отсутствии заинтересованности в присоединении к картелю стран -- производителей газа, сообщает Bloomberg. "У Норвегии нет намерений стать членом подобного картеля, -- сказал он в Вашингтоне. -- Я не могу понять, зачем вообще создавать такую организацию". Г-н Эноксен также сообщил, что Норвегия планирует увеличить экспорт газа с 3,1 трлн кубических футов (87,73 млрд кубометров) до 4,6 кубических футов (130,18 млрд кубометров) в течение нескольких лет и занять второе место в мире по объему поставок. В настоящее время Норвегия занимает третье место в мире по экспорту и газа, и нефти. По словам министра, первая партия сжиженного природного газа будет отправлена из Норвегии в США в октябре текущего года. "Это еще больше укрепит связи между Норвегией и США", -- отметил он. В феврале президент РФ Владимир Путин назвал "газовый ОПЕК" интересной идеей. "Газовый ОПЕК -- идея интересная, мы подумаем", -- сказал он.
ИНТЕРФАКС-АГИ