Чем ближе намеченное на 3 апреля начало дискуссий в Совбезе ООН
по статусу Косово, тем сильнее накаляются страсти. На кону -- принципы международного права и послевоенного устройства Европы. Еще ни разу в современной европейской истории автономия не получала право на выход из состава государства -- члена ООН без согласия самого этого государства. Распад СССР и «бархатный» развод чехов и словаков случился по взаимному согласию сторон. Кровавый развал Югославской федерации унес сотни тысяч человеческих жизней, но и он происходил строго в соответствии с границами республик СФРЮ. Собравшиеся в ноябре 1995 года на американской авиабазе в Дейтоне международные посредники свято блюли границы Боснии и Герцеговины и не позволили создать свои государства ни боснийским сербам, ни боснийским хорватам.
Однако уполномоченный осенью 2005 года вести от имени ООН переговоры по статусу Косово
Мартти Ахтисаари решил не учитывать этот опыт. Свое мнение 69-летний экс-президент Финляндии высказал на восьми страницах доклада, представленного на днях в Совбез ООН. Он констатировал, что «реинтеграция» находящегося с 1999 года под управлением ООН Косовского края в Сербию «не является жизнеспособным вариантом». По его словам, «автономия Косово в границах Сербии даже чисто теоретически не может считаться здравым решением». Отсюда следует его вывод: «Независимость Косово под международным надзором является единственным жизнеспособным вариантом».
С этой логикой согласны не все в Совбезе ООН. Российский президент Владимир Путин в ходе недавней телефонной беседы с американским коллегой Джорджем Бушем подтвердил, что Москва "против навязывания сторонам каких бы то ни было сценариев" и настроена "в пользу выработки такого решения, которое было бы приемлемо и Белграду, и Приштине". А глава МИД России Сергей Лавров вчера предупредил г-на Ахтисаари, что если тот «решил проигнорировать разногласия между Белградом и Приштиной, у него ничего не получится». По мнению министра, косовскую проблему «невозможно решить без учета мнения двух конфликтующих сторон».
"В мировых столицах все еще далеко до единства по проблеме Косово, -- сказала в интервью "Времени новостей" руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН доктор исторических наук Елена Гуськова. -- Одни считают сербскую и косовскую карты уже разыгранными, а исход проблемы предрешенным. Другие, напротив, уверены, что Россия может сыграть ключевую роль в самой решающей фазе этой истории. Ведь если варианты политического устройства Косово вступят в противоречие с Уставом ООН, никто и ничто не может помешать России применить право вето».
Расклад голосов в Совбезе ООН предвещает в апреле жесткие дебаты. К России и Китаю, настроенным против независимости Косово, может примкнуть ряд непостоянных членов СБ. В первую очередь это Словакия -- на примере собственного десятипроцентного венгерского меньшинства не понаслышке знакомая с межнациональными проблемами. Парламент страны на днях принял резолюцию, в которой заявил о неприемлемости предоставления Косово независимости: «В противном случае региону Юго-Восточной Европы грозит дестабилизация».
Перед непростым выбором оказалась Италия. В этой стране легально и нелегально проживают десятки тысяч выходцев из Албании и Косово. Правительство Романо Проди вряд ли захочет с ними ссориться. Но и поощрять албанский сепаратизм Косово, тесно связанный с оргпреступностью и торговлей людьми, не менее опасно. Что касается Бельгии, то там об опасности распада страны на франкоговорящую Валлонию и говорящую по-голландски Фландрию не вспоминает только ленивый.
«Прежде чем решать вопрос о статусе Косово, Европе надо ответить на вопрос, сколько албанских государств она готова иметь на своей территории, -- считает Елена Гуськова. -- Албания, Косово, албанонаселенные районы Македонии и Черногории, южносербская Прешевская долина, Северная Греция -- список территорий, где албанский национализм на подъеме, обширен». Что касается развития ситуации в самом Косовском крае, то иллюзий быть не должно. «Международное признание независимости Косово станет подтверждением, что к независимости можно прийти путем террора и «этнических чисток». Албанцы Косово, создавая свое государство, хотят видеть его территорию без сербского и других неалбанских народов», -- говорит наша собеседница.
В то время как в мировых столицах идут консультации по «плану Ахтисаари», в самой Сербии вспоминают трагические события восьмилетней давности. 24 марта 1999 года НАТО начала операцию против тогдашней Югославии, чтобы заставить ее военно-полицейские силы покинуть Косово. Эта цель была достигнута, но мир и стабильность на косовской земле не наступили. Участники нынешних демонстраций в Белграде и других сербских городах, посвященных восьмой годовщине начала бомбардировок Югославии, по-прежнему уповают на Россию.