Состоявшееся вчера заседание Морской коллегии под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова и по составу участников, и по важности тем вполне можно отнести к наиболее значимым в истории этого органа. Среди участников мероприятия были глава Минэкономразвития Герман Греф, руководитель «Росатома» Сергей Кириенко, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, делегировало своих представителей большинство других российских министерств и ведомств. Главком ВМФ Владимир Масорин выступил с проектом ежегодного доклада президенту России «О комплексной оценке
состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2006 году». Члены коллегии обсудили степень и характер участия России в Международном полярном годе-2007/08. Предложения своего ведомства изложил глава «Росгидромета» Александр Бедрицкий.
Арктика -- зона стратегических интересов России.
Россия единственная, помимо стран -- членов НАТО, имеет выход к акватории Северного Ледовитого океана. С некоторыми из стран Альянса, в частности с США и Норвегией, остаются неурегулированными территориальные споры. Большинство экспертов в сфере морской политики полагают, что эти споры вполне могут обостриться в связи с глобальным потеплением и облегчением доступа к арктическим ресурсам. По некоторым оценкам, на арктический шельф приходится без малого четверть мировых запасов нефти и газа.
Однако в основном Морская коллегия рассматривала вопросы более приземленные. Точнее, приводненные. Например, введение платы за пользование судоходными гидротехническими сооружениями, в частности за проход по каналам, поскольку большинство судоходных компаний акционировались и получают прибыль.
Ряд субъектов федерации не прочь частично финансировать функционирование внутренних водных путей. Тем более что
речное пароходство -- самое экономичное (расходы на перевозку тонны груза в 20 раз меньше, чем автомобильным транспортом), безопасное (аварии в 13 реже, чем на железной дороге) и экологичное. Сергей Иванов уже поднимал эту проблему полтора года назад. С тех пор финансирование отрасли было увеличено, вводятся в строй новые объекты. Россиян подстегивает пример Канады, США и Европы, где внутреннее судоходство переживает настоящий бум.
Да и в России сегодня речной флот обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и 42 области. Ежегодно речники перевозят 130 млн тонн грузов и около 20 млн пассажиров.
В очередной раз ухватив «основное звено», первый вице-премьер пытается вытащить всю «цепь». Вчера он предложил скорректировать планы развития этого вида перевозок, чтобы «придать дополнительный импульс развитию». Делать это заставляет жизнь: главным транспортом в азиатской части России в ближайшее время останется речной, уровень именно его развития во многом будет определять
темпы развития Сибири и Дальнего Востока.
Как куратор оборонно-промышленного комплекса Сергей Иванов пообещал содействие в развитии внутреннего судоходства (и, разумеется, морских перевозок) создаваемой сегодня Объединенной судостроительной корпорации. Основной ее гражданской продукцией станут суда «река-море» и специальные -- для работы на шельфе. Проблема тем более актуальна, что европейские партнеры на недавнем заседании рабочей группы по морскому и речному транспорту в рамках диалога Россия--Евросоюз, по словам г-на Иванова, «подтвердили заинтересованность в открытии внутренних водных путей России для захода иностранных судов». То есть внутренние воды станут внешними. Но заинтересованность европейцев, воплощенная в дело, предполагает конкуренцию на отечественном рынке фрахта. И к ней г-н Иванов российским речникам настоятельно советует готовиться.
В продолжение коллегии сегодня правительство на своем заседании рассмотрит два законопроекта -- об особых экономических зонах (ОЭЗ) портового типа и непосредственно о портах. Эти документы также активно продвигал Сергей Иванов. По первому вопросу Герман Греф докладывал в понедельник президенту. Особые зоны портового типа планируется создать на Дальнем Востоке, северо-западе, севере и юге. Второй законопроект с полным правом можно назвать многострадальным -- два года он кочевал из ведомства в ведомство. Теперь «бумага» согласована со всеми заинтересованными сторонами на федеральном уровне -- таможенниками, налоговиками, по поводу земельных участков, инфраструктуры, режима администрирования. Вполне возможно, что уже до конца этого года будет проведен конкурс по отбору, а со следующего начато обустройство ОЭЗ, которые уже сравнивают с распространенными в мире франко-портами -- свободными таможенными зонами.