В своем первом публичном выступлении после избрания
новый председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров пообещал, что с его приходом ЦИК останется открытым органом, а также рассказал, что России необходимы законы о самом ЦИК и о статусе международных наблюдателей. Правда, сразу после избрания г-н Чуров сказал, что не намерен ни комментировать, ни менять законодательство о выборах.
«До сих пор у нас нет закона о самом ЦИК и нет закона, определяющего права в полном объеме миссии международных наблюдателей», -- пожаловался Владимир Чуров через день после своего назначения. При этом глава ЦИК отметил, что «изменения законов в короткий срок до выборов нежелательны, но, с другой стороны, может возникнуть необходимость в них». Правда, поскольку парламентарием глава ЦИК быть перестал, ему придется искать новые способы влияния на законодательный процесс.
Сейчас деятельность Центризбиркома регламентируется несколькими статьями закона «Об основных гарантиях прав избирателей» и регламентом самой комиссии. «Это явно недостаточные правовые основы для работы в современных условиях, -- пояснил «Времени новостей» Александр Иванченко, бывший глава ЦИК, президент Независимого института выборов. -- Новый человек чувствует, что многое нужно делать по-новому. Я считаю, что в самом ЦИК много специалистов, которые могли бы написать этот закон с привлечением средств массовой информации, партий, общественных структур».
Эксперт согласился, что постановка вопроса разработки закона о ЦИК вполне уместна, и напомнил, что во многих субъектах федерации приняты законы о региональных избирательных комиссиях. А тот статус, который фрагментарно закреплен в законе о гарантиях, регламентирует только порядок назначения ЦИК и давно не соответствует возросшему статусу Центральной избирательной комиссии. «Я считаю, что можно более детально прописать вопросы открытости, злополучные жеребьевки, которые проходят нерегулируемо и в пользу одной партии, нужно прописать детально процедуру проверки подписей, которая вызывает массу нареканий. У ЦИК за это время появилось очень много кажущихся техническими полномочий, на самом деле это публичные функции (та же проверка подписей), которые должны закрепляться в законе», -- пояснил г-н Иванченко. Сам глава ЦИК пока не уточнил, что именно он хотел бы видеть в законе, регламентирующем деятельность комиссии.
Зато относительно международных наблюдателей г-н Чуров уже даже написал статью. Из нее следует, что миссия наблюдателей на выборах от стран СНГ (обычно никаких нарушений на наших выборах не находящих) в отличие от мандата миссии ОБСЕ (обычно находящих нарушения) в большей степени соответствует принципу суверенной демократии. По оценке главы ЦИК, миссия СНГ, как правило, «в большей мере учитывает местные и национальные особенности и обычаи, строго придерживается правил поведения и взаимоотношения с государственными органами страны проведения выборов, определенно прописанных в конвенции и рекомендациях, -- то есть миссия СНГ действует на основе уважения принципа суверенной демократии».
В процессе своего утверждения г-н Чуров уточнил, что хотел бы законодательно оформить отношения с международными наблюдателями. В «больших» демократиях -- Канаде, США, Англии, Франции, Германии -- институт международных наблюдателей отсутствует. Это компенсируется отлаженностью многолетней системы и наличием большого количества внутренних наблюдателей. Чаще за ходом голосования хотят понаблюдать представители развитых демократий в странах демократии становящейся.
«Мы поразили отечественных наблюдателей в правах, в России сейчас у международных прав больше, -- сетует Александр Иванченко. -- Разрабатывая закон о статусе ЦИК, можно прописать и международных наблюдателей -- какой порядок приглашения, полномочия, порядок взаимодействия с комиссиями. Сейчас международные наблюдатели присылают нам кухарок и пастухов в порядке политического туризма. Международное наблюдение нужно выводить на паритетный статус».