Второй день заседаний общего собрания Российской академии наук также прошел под знаком фронды. Сняв во вторник возрастное ограничение для руководителей РАН и директоров НИИ,
академики и в среду продолжили громить правительственные предложения по реформированию этого главного научного объединения страны. От правительственной версии устава РАН в итоге двухдневного обсуждения действительные члены академии не оставили камня на камне, проголосовав за свой собственный вариант документа. Что поставило в затруднительное положение президента РАН Юрия Осипова. Представители Министерства образования и науки пообещали и ему лично, и остальным академикам, что борьба за утверждение устава в Белом доме будет довольно жесткой, поскольку в нынешнем виде он «противоречит ряду норм гражданского и бюджетного законодательства». В свою очередь, руководители академии, осознавая, что шансов на легкое прохождение документа по инстанциям нет, настаивают на том, что предлагавшийся Минобрнауки вариант ставил крест на РАН как на самостоятельной организации, превращая ее в «придаток административных органов».
Примечательно, что в первый день руководители министерства молча сносили критику своих инициатив, направленных в основном на усиление государственного влияния на РАН. Однако вчера уже стало ясно, что компромисса найдено не будет, и противостояние между чиновниками и учеными вступает в новую фазу. Затишье, наблюдавшееся с осени прошлого года, когда Госдумой были приняты поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике», академики использовали для того, чтобы подготовить свой проект устава, кардинально отличающийся от версии Минобрнауки. Помимо пожеланий, касающихся омоложения кадрового состава руководства, академики проигнорировали требования министерства пересмотреть практику распределения грантов, сделав ее более экономически ориентированной, отклонили предложения по созданию наблюдательного совета при РАН, в котором большинство должны были составить чиновники. Поскольку со стороны президента РАН и его заместителей все это сопровождалось еще и риторикой о невозможности поступиться принципами академии с ее 300-летней историей, пагубности чиновничьих планов и заявлениями о наличии заступников-единомышленников в Кремле, Минобрнауки перешло в контратаку. Статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов заявил, что академическая версия устава, которая будет внесена в правительство до 1 апреля, не найдет поддержки со стороны профильного ведомства, поскольку в ней отсутствуют принципиальные положения по модернизации РАН.
При этом г-н Ливанов все же оставил шанс оппонентам, подчеркнув, что министерство «готово к конструктивному диалогу с РАН». В принципе о таком же диалоге говорили и руководители академии. Президент РАН Юрий Осипов считает вероятным внесение в устав неких «редакторских» поправок в ходе обсуждения документа в правительстве, а академик Владимир Фортов не исключил возможности возвращения и к вопросу о наблюдательном совете, если таковой не будет определять политику академии и влиять на распределение финансовых потоков.
Однако у обеих сторон явно противоположные мнения насчет того, что является принципиальным моментом, а чем можно пожертвовать ради достижения компромисса. И, судя по всему, в РАН уже готовятся не столько к стратегическим дискуссиям о судьбах науки, сколько к тактической игре на удержание. Суть ее обрисовал вчера РИА Новости вице-президент РАН Александр Некипелов. Он напомнил, что в случае, если правительство вернет устав академикам на доработку, работа над документом затянется еще минимум на четыре месяца, поскольку утвердить его сможет только общее собрание РАН, созывать которое чаще запрещено. А это, в свою очередь, откладывает на неопределенный срок и выборы президента Российской академии наук, которые должны были состояться еще в прошлом году.