В США обостряется внутриполитический кризис.
Президент Джордж Буш и демократическое большинство в конгрессе обвиняют друг друга в забвении национальных интересов и не выказывают желания идти на компромисс. А поссорил две ветви власти Ирак. Выводить американские войска из этой страны или, наоборот, выделять на них новые десятки миллиардов долларов? Президент и конгресс отвечают на этот вопрос по-разному.
Вчера Джордж Буш резко ответил на принятое во вторник решение сената вывести войска США из Ирака до 31 марта 2008 года. «Конгресс должен прекратить выступать с политическими заявлениями, начать выделять жизненно необходимые финансовые средства для наших войск и положить на мой стол такой законопроект, который я могу подписать», -- заявил Буш. Но сенаторы, в основном демократы, также не намерены отступать. «Мы хотели бы надеяться, что президент понимает всю серьезность наших намерений», -- с угрозой в голосе заявил лидер демократического большинства в сенате Гарри Рид. Правда, кандидат в президенты на следующих выборах осенью 2008 года сенатор Джон Маккейн поддержал Буша, назвав принятое решение "очень плохим". Но Маккейн оказался в меньшинстве.
Положение Буша осложняется еще и тем, что ранее, 23 марта, за вывод войск из Ирака проголосовала палата представителей. Нижняя палата конгресса, однако, установила более мягкий срок ухода американцев из Ирака: 1 сентября 2008 года. Теперь президент США может наложить вето на законопроект. Правда, в сенате до конца недели пройдет еще одно, окончательное голосование по этому законопроекту (дебаты возобновились вчера). Потом начнется процесс согласования документа обеими палатами, и уже после этого законопроект поступит на подпись Бушу.
Но решение наложить на него вето потребует от Буша политического мужества. «До следующих выборов в ноябре 2008 года осталось полтора года, и поэтому президенту-республиканцу еще предстоит принимать непростые решения. А решение наложить вето на законопроект и тем самым усилить конфронтацию с конгрессом как раз и относится к таким психологически трудным шагам, которых американские президенты обычно стараются избегать», -- сказал в интервью "Времени новостей" директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин.
Демократы же, имеющие большинство в обеих палатах парламента, чувствуют себя, напротив, уверенно. Г-н Злобин объясняет это тем, что «у конгресса есть закрепленное конституцией право распоряжаться финансами»: «Такие акции, как война в Ираке, должны быть согласованы с конгрессменами. В другой ситуации президент Буш мог бы проигнорировать решение конгресса -- мол, установили свои сроки, и ладно. Но в этом случае он лишится денег на иракскую кампанию». Наш собеседник считает, что решение сената отправило президента в «политический нокдаун»: «Администрация Джорджа Буша не особенно расстроилась после голосования в палате представителей, но после решения сената выяснилось, что обе палаты конгресса выступают в унисон. Это стало для президента большим ударом, и Белому Дому теперь будет тяжело восстановиться».
В разгорающейся полемике Буш ссылается на свои конституционные полномочия главнокомандующего вооруженными силами страны и настаивает на том, что выработка стратегии США по Ираку остается его прерогативой. Заодно пошла в ход и патриотическая риторика, к которой Джордж Буш по традиции обращается в трудные минуты. «Если конгресс не сможет принять законопроект о финансировании наших войск, находящихся на линии фронта, американский народ будет знать, кто несет за это ответственность», -- заявил он вчера, выступая в Вашингтоне на собрании национальной ассоциации производителей говядины «Кэттлмен». Он также сравнил присутствие в Ираке американских войск с «глотком воздуха, жизненно необходимым для молодой демократии». Правда, трибуна, выбранная президентом для речи в защиту иракской кампании, поневоле навевала ассоциации не с глотком воздуха, а с «пушечным мясом»...
«От президента сейчас можно ожидать не одну гневную речь о том, что конгресс-де подрывает боеспособность американских войск в Ираке, из-за него наши ребята не получат вооружение, питание, лишатся защиты. Однако проблема в том, что финансирование подобных операций закладывается в бюджет заранее, и потому у Белого Дома сегодня мало возможностей для маневра», -- объясняет "Времени новостей" г-н Злобин. И поэтому, по его прогнозу, США ждет «продолжительный период перетягивания политического каната между Белым Домом и конгрессом».
Впрочем, другой собеседник "ВН" -- директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолий Уткин считает "преждевременным" говорить о том, что Америка стоит на пороге двоевластия. Он рассказал, что даже после наложения президентского вето у конгрессменов есть право выдвинуть законопроект по новой и опять пройти все процедуры его утверждения: «Кризис пока не вышел за стены Капитолия. Потери США в Ираке, превысившие 3230 человек, не идут в сравнение с 57 тыс. американцев, погибших во Вьетнаме. Поэтому в США еще не наступила критическая точка, когда конгресс от имени народа обратится к президенту с требованием прекратить непопулярную войну».
Но отдельные горячие головы в лагере противников Буша уже поговаривают об импичменте. Среди них сенатор от штата Небраска Чак Хэгел. Будучи республиканцем, он известен пламенными речами против политики Белого Дома в Ираке. Он, а также еще один республиканец -- Гордон Смит, сенатор от штата Орегон -- при голосовании в сенате 27 марта отошли от «линии партии». В результате поправка сенатора-республиканца от штата Миссисипи Тэда Кочрана, предлагавшего исключить из текста законопроекта любое упоминание о выводе американских войск из Ирака, была отвергнута большинством в два голоса (50--48). Так что конгрессмены обдумывают еще более жесткие антипрезидентские решения.