|
|
N°228, 11 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Больше некому
Кофи Аннан получил премию мира
«Кофи Аннан! Останови войну в Афганистане!» Выкрики толпы встречали новоиспеченного нобелевского лауреата, Генерального секретаря ООН, когда он вчера вечером возвращался в «Гранд-отель» после церемонии вручения премии мира. Перед входом в гостиницу с плакатами выстроились представители 35 пацифистских организаций. Полиция с автоматами наперевес молча наблюдала, чтобы экзальтированные борцы за мир ненароком не обидели награжденного.
Накануне торжественной церемонии, которая уже сотый раз прошла в городской ратуше норвежской столицы, глава Объединенных Наций (он разделил награду почти в миллион долларов с самой организацией) заявил, что получать премию мира в то время, когда столько конфликтов остаются неурегулированными, почти неприлично. О том, что до мира во всем мире сейчас еще дальше, чем обычно, свидетельствовали и беспрецедентные меры безопасности, предпринятые на этот раз в Осло. Норвежская столица напоминала вчера хорошо укрепленную крепость, здание ратуши плотно окружали полицейские машины, а вооруженные до зубов спецназовцы внушительно прохаживались вдоль металлических ограждений. Как рассказали вашему корреспонденту организаторы церемонии, в операции по обеспечению безопасности участвовали 600 униформированных спецназовцев и десятки агентов в штатском. Для полной гарантии ВВС Норвегии подняли в воздух четыре истребителя F-16, а НАТО выделило самолет-разведчик AWAKS, который патрулировал воздушное пространство над Осло на случай, если террористам вздумается попытаться повторить нью-йоркские «подвиги».
Перед началом самой церемонии Кофи Аннан и норвежская принцесса Метте-Марит по традиции встретились с детьми, которые вручили новому лауреату почетный факел мира. Детей, надо сказать, набрали с трудом: несмотря на плотное кольцо охраны, многие родители не рискнули привести чад, опасаясь терактов.
В здании ратуши на церемонию собралось около тысячи гостей -- политики, общественные деятели, представители международных организаций, король Харальд V, принц Хокан с супругой, 25 лауреатов предыдущих лет. Глава Нобелевского комитета Гуннар Берге напомнил о заслугах Кофи Аннана, большую часть жизни проработавшего в ООН, в деле «оживления этой организации».
«Мы вошли в третье тысячелетие через ворота огня, -- заявил лауреат в своей весьма эмоциональной нобелевской речи. -- Сегодня границы пролегают не между государствами, а между сильными и слабыми, свободными и порабощенными, привилегированными и подчиненными. Сегодня не должно существовать никаких стен, отделяющих территории, где имеют место гуманитарные кризисы и массовое нарушение прав человека в одной части света или очаги нарушения национальной безопасности в другой».
Говоря о приоритете права личности над правом государства, Генсек ООН фактически призвал отказаться от понятия суверенитета, если он является прикрытием для репрессий и произвола внутри страны. На практике это уже стало нормой -- война НАТО против Югославии и операция США в Афганистане основаны именно на таком понимании миротворчества. И если в первом случае боевые действия еще вызвали протесты многих стран, в том числе и великих держав, то во втором правомерность действий Вашингтона уже почти никто не ставит под сомнение.
Против награждения Кофи Аннана и ООН трудно возразить: можно как угодно относиться к этой организации, но нельзя не признать, что на протяжении нескольких десятилетий она являлась инструментом поддержания баланса в мире, а значит, заслужила премию по определению, хотя бы за прежние заслуги. Не очень понятно, кого награждать дальше. В формирующемся миропорядке Альфреду Нобелю было бы трудно выбрать достойных. На стороне правозащитников и миротворцев теперь оружие мощнейшей убойной силы, а люди, весьма пренебрежительно относящиеся к правам и свободам, становятся союзниками тех, кто считает себя борцом за их торжество. Не пора ли вообще отказаться от премий мира?
Секретарь Нобелевского комитета Гейр Лунестад уверен, что традиция жива и на наш век лауреатов хватит. «Мы живем в эпоху глобализации, роста населения мира, усиления тенденций религиозного фанатизма и угрозы экологической катастрофы. В будущем Нобелевский комитет при рассмотрении кандидатур обратится именно к этим проблемам. Мы не сожалеем о том, кому и за что присуждалась премия. Жаль лишь, что ее не присудили Махатме Ганде», -- сказал он газете «Время новостей».
Петр РОСИЧ, Осло