Администрация Краснодарского края пытается получить контроль над горнолыжной инфраструктурой Сочи
В сочинском поселке Красная Поляна, где пройдут главные старты зимних игр 2014 года, если право на проведение этой Олимпиады достанется Сочи, развивается скандал, который представители туристического бизнеса уже называют катастрофой. С начала недели по суду была остановлена единственная действующая на курорте канатная дорога, принадлежащая ООО «Фирма «Альпика-Сервис». Вчера фирма включила подъемник, мотивируя это тем, что решение суда еще не вступило в силу. Но конфликт отнюдь не исчерпан.
При неработающей канатной дороге отдых на Красной Поляне теряет смысл: в марте здесь еще продолжается горнолыжный сезон и поселок был наводнен горнолыжниками-любителями. Без канатной дороги до склонов, где все еще лежит снег, не добраться.
Канатная дорога была остановлена, поскольку деятельность ООО «Фирма «Альпика-Сервис» прекращена по решению суда Адлерского района города Сочи. В суд с исковым заявлением обратились члены комиссии, сформированной администрацией Краснодарского края. Комиссия проверяла, соответствуют ли объекты горнолыжного курорта «Альпика-Сервис» нормам безопасности. В числе этих объектов кроме канатной дороги на той же горе Аибга находятся и эксплуатируемые фирмой горнолыжные трассы.
Краевая комиссия проверяла сочинскую «Альпику» не случайно: 4 марта под снежной лавиной, сорвавшейся со склона Аибги, погиб десятилетний мальчик, приехавший из Туапсе вместе с отцом покататься на лыжах. Расследование этого ЧП взял под личный контроль губернатор Кубани Александр Ткачев, который потребовал от начальника краевого ГУ МЧС Петра Ефремова выявить недостатки в работе фирмы. Генерал Ефремов возглавил краевую комиссию и в итоге установил, что, несмотря на очевидную лавинную опасность, на трассе не были вывешены черные флаги, предупреждающие о возможном сходе лавины; что на участке, попавшем под лавину, не было противолавинных пушек; и, наконец, что из-за отсутствия динамиков громкой связи на трассах предприятия туристы не были вовремя предупреждены об опасности. Кроме этого, комиссия посчитала серьезной недоработкой, что руководство «Альпики-Сервис» не участвовало в командно-штабных учениях, проводившихся краевым ГУ МЧС.
По решению суда деятельность ООО «Фирма «Альпика-Сервис» прекращена до тех пор, пока не будут выполнены требования комиссии. Срок, к которому недостатки должны быть устранены, -- 6 апреля. Но, как говорят в «Альпике-Сервис», проблема заключается в том, что выполнить некоторые требования невозможно в принципе. Например, установить противолавинные пушки на указанном членами комиссии месте нельзя, потому что эта территория не принадлежит «Альпике-Сервис», ее арендует другая компания. То есть пока все выяснится, пока фирма обжалует решение суда, горнолыжный сезон закончится. Убытки, понесенные за это время, поставят предприятие на грань банкротства.
Банкротства «Альпики-Сервис» и добивается кубанское краевое руководство, считает генеральный директор фирмы Петр Федин. По его мнению, причина кризиса вовсе не в нарушениях норм безопасности, а в желании людей из окружения губернатора Александра Ткачева контролировать те 200 га поистине золотой краснополянской земли, которые сейчас на правах долгосрочной -- на 49 лет -- аренды принадлежат ООО «Фирма «Альпика-Сервис». В связи с олимпийскими амбициями курорта стоимость сотки земли в окрестностях Красной Поляны подскочила уже до 100 тыс. долл. А все, что принадлежит «Альпике», -- подъемники, кафе, пункты проката и т.д., по оценкам экспертов, стоит сейчас не менее 100 млн долларов.
По словам г-на Федина, он уже не раз получал от «людей, близких к губернатору Кубани», предложения передать краевой администрации контрольный пакет акций «Альпики». Причем речь шла не о продаже, а именно о «добровольной» передаче. Не получив согласия на сделку, краевая власть, как полагает г-н Федин, начала реализовывать план по рейдерскому захвату его предприятия. Как утверждает г-н Федин, в Сочи зарегистрировано еще одно предприятие с названием «Альпика-Сервис», к которому, по его предположению, и могут перейти активы его «Альпики».
Кстати, на днях, уже после краевой комиссии, соответствие нормам безопасности объектов ООО «Фирма «Альпика-Сервис» проверяла комиссия "Ростехнадзора". Ее председатель Василий Комиссаров заявил сочинским журналистам, что «канатная дорога «Альпики-Сервис» находится в технически исправном состоянии и этой дорогой могут пользоваться посетители». Всего же в этом году сочинскую «Альпику» проверяло около 30 разных комиссий. И канатная дорога уже однажды останавливалась -- с 22 по 24 января. Правда, тогда дорога была остановлена по приказу самого гендиректора фирмы Петра Федина: комиссия Госпожнадзора выявила нарушения на складе запчастей и по решению того же Адлерского районного суда склад был опечатан. Эксплуатировать же канатную дорогу, не имея доступа к запчастям, по словам г-на Федина, не представлялось возможным.
Тогда краевые власти обвинили руководителя «Альпики-Сервис» в провокации. Как раз в те дни в Сочи находился президент России, и в то же время министр экономического развития Герман Греф проверял готовность курорта к визиту оценочной комиссии МОК. О напряженной ситуации, возникшей в Красной Поляне из-за остановки единственной действующей канатной дороги, стало известно Владимиру Путину. Короче говоря, в тот раз канатная дорога очень быстро снова заработала.
В настоящее время на Красной Поляне кроме канатной дороги «Альпики-Сервис» есть еще два подъемника -- дорога туркомплекса «Лаура», принадлежащая «Газпрому», и дорога «Горная карусель», принадлежащая ООО «Красная Поляна» с участием администрации Краснодарского края. Они работали только тогда, когда поселок посещала оценочная комиссия МОК. Сейчас эти
подъемники бездействуют по двум причинам: нет электрических мощностей, необходимых для их постоянной эксплуатации и, главное, они пока ведут в никуда -- там, на склонах, еще нет никакой инфраструктуры для туристов.