|
|
N°53, 28 марта 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чемпион с камнем на шее
Победители пекинской Олимпиады получат нефритовые медали
Оргкомитет XXIX летних Олимпийских игр, которые пройдут в следующем году в Пекине, представил наконец образцы медалей для победителей и призеров соревнований. Вчера, в день, когда до открытия Игр осталось всего 500 дней, эти награды показали журналистам. Китайские дизайнеры смогли учесть и пожелания Международного олимпийского комитета, и собственные национальные традиции. Одна сторона каждой медали подчеркнуто строго следует преданиям европейской старины: там изображены древнегреческая богиня победы Ника и античный стадион. Оборотную сторону 70-миллиметрового диска отдали Поднебесной: главным декоративным элементом здесь является кольцо из зеленого, сероватого или белого нефрита. Местные традиции подчеркивает и форма ушка медали: оно выполнено в стиле традиционных китайских орнаментов.
В официальном пресс-релизе организаторов Игр-2008 включение местных мотивов в оформление медалей связывается с традиционными ценностями чести и морали. Кроме того, олимпийские награды призваны символизировать «достоинство и благородство». В результате такого симбиоза стилей медали выглядят весьма необычно: если «европейская» сторона практически полностью покрыта рисунком богини и арены и переполнена мелкими деталями, то «китайский» реверс нарочито строг. В центре располагается эмблема Игр, но она невелика. Остальная часть поверхности оборотной стороны не содержит вовсе никакого рисунка: ни на металле, ни на нефритовом кольце изображений нет, все вызывающе лаконично. Нарочно или нечаянно, но Запад оказался противоположностью Востока даже в символике этих Олимпийских игр.
Самой необычной и одновременно самой китайской деталью медалей стали нефритовые вставки. В культуре Поднебесной этот довольно дешевый и не слишком яркий поделочный камень занимает особое место, там его, как ни странно, ценят весьма высоко. Нефрит стал символом этой восточной культуры наряду с чаем, фарфором, ушу и летающими драконами. Так что выбор этого камня в качестве отделочного материала для медалей первых китайских Игр просто напрашивался. Тем более что, украшая олимпийские награды нефритовыми вставками, китайцы строго следуют мировому модному тренду последних десятилетий.
Сейчас страны -- организаторы Игр стараются награждать олимпиоников не банальными круглыми бляхами из металла, а маленькими произведениями нумизматического искусства. Особенно усердствуют устроители зимних Игр: последний раз на Белых олимпиадах обычные круглые медали, украшенные только обычными рельефными рисунками, вручали еще в 1988 году в канадском Калгари. Через четыре года Игры проходили во французском Альбервилле, и здесь хозяева удивили мир нестандартным дизайном. За место на пьедестале в 1992 году вручались стеклянные награды, оправленные в золото, серебро или бронзу.
Как оказалось, Альбервилль задал моду на многие годы вперед. В 1994 году в норвежском Лиллехаммере основа медалей делалась из местной разновидности гранита: каменные «блинчики» вставлялись в металлическую рамку. На Играх в Нагано (1998) серебряные, бронзовые и позолоченные диски украшались традиционной японской эмалью. В 1992 году в Солт-Лейк-Сити посторонних материалов в медалях не было, но дизайнеры в поисках оригинального стиля изготовили награды неправильной формы, лишь отчасти напоминавшей традиционный ровненький круг. Наконец, в 2006 году в Турине победителям и призерам вручались не столько медали, сколько «бублики» -- в центре диска зияла здоровенная дыра, за которую и привязывалась наградная ленточка. Можно сказать, что на последних Играх медали как таковые вообще не существовали -- вместо них были изготовлены одни лишь ушки от медалей, зато поистине рекордных размеров.
Летние Игры по этой части были куда более консервативны. Подавляющее большинство летних медалей -- это привычные кругляши из цветных и драгоценных металлов, фантазия дизайнеров здесь, как правило, проявлялась лишь в рисунках, но не в форме или материале. Однако самый первый эксперимент был поставлен именно на летних Играх -- в далеком 1900 году в Париже (справедливости ради заметим, что зимних Олимпиад тогда еще не существовало). Парижские медали были не круглыми, а прямоугольными.
Но та попытка внести авангардную струю в олимпийский наградной стандарт осталась без последствий: в течение многих лет победителям и призерам доставались довольно сходные внешне металлические диски. Лишь иногда организаторы давали слабину и позволяли дизайнерам некоторые вольности в виде неровных или фигурных краев медалей. Самые нетрадиционные медали «доальбервилльской эры» вручались в 1984 году в Сараево: тогда круглая медаль была выбита на куске металла неправильной формы. Но в наше время такие оформительские изыски считались бы, пожалуй, возвратом к консервативной классике.
Владимир ДЗАГУТО